Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы" - сочинение "Нравственное убожество героев в романе Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» "
Страница: [ 1 ] 2В сатирическом романе «Господа Головлевы» Салтыков-Щедрин показал, чем кончается жизнь, основанная на социальном паразитизме. Писатель ярко изображает картину деградации помещичьего рода, который физически вымирает, потому как процесс духовного развития представителей сословия давно прекратился.
В самом начале книги мы знакомимся со Степаном Головлевым, Степкой-балбесом. Этот «блудный сын» вернулся в родной дом, понимая, что здесь его ожидает гибель.
Человек опустился, пьет. Жилище, захламленная комнатка, вытравляет из Степана все признаки жизни. Он превращается в нечто без мысли и чувства.
Мать, Арина Петровна, пытается задобрить сына после неудачного побега из Головлева, но «балбес словно окаменел», замолчал, целыми днями бродил по комнате.
Мать боялась, что сын спалит усадьбу. Он же об этом и не помышлял. «Казалось, он весь погрузился в безрассветную мглу, в которой нет места не только для действительности, но и для фантазии».
На этом человеке — печать вырождения. Что может получиться из пропойцы и тунеядца, потерявшего себя. Степан стал апатичным и безвольным, он даже для себя ничего не мог сделать.
Арина Петровна, мать семейства, всю жизнь стремилась к увеличению собственности, которая обернулась против нее и ее детей.
Сын Павел превратился в угрюмого «человека, лишенного поступков».
Главный герой произведения, Порфирий Головлев, является олицетворением самого страшного в человеке.
Степка-балбес в детстве дал ему три прозвища: Иудушка, кровопивушка, откровенный мальчик. Само слово Иудушка Салтыков-Щедрин умело замаскировал: вроде как «Иуда», а в то же время «душка». Паинькой прикидывался Порфирий всегда: любил приласкаться к маменьке, понаушничать. Даже для Арины Петровны его «взгляд казался… загадочным». Маменьке хотелось послушания и преданности, вот в такого хорошего мальчика он и играл.
Вырос Порфирий Владимирович, но привычкам добродетельным, ласковым не изменил. Роль заботливого дяди, беспокоящегося о детях родной сестры, он тоже играл умело.
На самом же деле это был «кровопивец», готовый ради собственности на все, совершенно безжалостный.
Порфирий хитер, он постоянно плетет для кого-то паутину. Вот приехал в дом умирающего брата Павла, где даже пытается шутить с родственниками. Щедрин пишет об этом: «Все улыбнулись, но кисло как-то, словно всякий говорил о себе: ну, пошел теперь паук паутину ткать!»
К постели умирающей матери Порфиша, «словно змей, проскользнул…» Так ведет он себя по отношению ко всем родственникам. Для него нет дорогих людей. Аннинька, племянница, последней попадает к дядюшке в паутину. Щедрин пишет, что Порфирий Владимирович встретил ее «с обычной благосклонностью, в которой никак нельзя было различить — хочет ли он приласкать человека или намерен высосать из него кровь».
Жизнь Иудушки подчинена собственности. Именно она убила в нем человеческое, развратила некогда существовавшую душу. Страшно то, что действует он «на законном основании». Не призовешь к ответу подлеца!
Щедрин хочет показать в своем романе, что нравственное убожество ожидает всех, кто ступает на стезю святотатства.
Страница: [ 1 ] 2