"Ричардсон Сэмюэл"
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5
и событий Клариссой и Ловласом, которое показывает, как сильно они заблуждаются относительно истинного характера, намерений и мотивов поведения друг друга. Блестящий кавалер, отчаянный дуэлянт и неотразимый покоритель женских сердец, Ловлас увлечен Клариссой, но главное в его любви-ненависти к ней — жажда повелевать, подчинить себе ее волю. Ради этого он обманом привозит девушку в веселый дом, который она сначала принимает за меблированные комнаты, представляет ей своих мнимых родственниц, перехватывает и подменяет ее письма. Но тщетно. Тогда он решается на последний отчаянный шаг и овладевает ею силой, однако совершенное насилие окончательно лишает его власти над Клариссой.
Теперь уже она сама отказывается выйти замуж за Ловласа и, отвергнутая новым английским обществом, умирает подобно христианской героине, «пуританской святой», как ее иногда называли критики.
Последний роман Ричардсона «История сэра Чарлза Грандисона» (1753—1754), в отличие от «Памелы» и «Клариссы», построен не на остродраматическом конфликте между дву-мя главными героями. Он изображает целую социальную среду, большой круг персонажей, чьи жизненные проблемы и судьбы в равной степени интересны для читателя. Сэр Чарлз Гран-дисон — первый идеальный мужской образ, созданный романистом, в котором воплотился новый общественный идеал джентльмена. Ричардсон следовал здесь воззрениям современных ему философов и теологов либерального толка, особенно Шефтсбери, с его представлением об альтруизме, свойственном человеческой природе. Основная добродетель Грандисона — бескорыстие, способность стать выше своих эгоистических интересов и руководствоваться, принимая решение, лишь доводами разума и понятием справедливости. Это качество дает возможность герою успешно разрешать любые конфликты, от имущественных до любовных, и тем самым вселить в читателя уверенность, что социальная стихия подвластна человеку с твердыми нравственными принципами, что он держит судьбу в своих руках.
Но более всего привлекала читателя в «Истории сэра Чарлза Грандисона» та, по выражению американской исследовательницы Маргарет Дуди, «домашняя комедия нравов», где благодаря идеальности героя не было места неразрешимым столкновениям, трагическим происшествиям.
В своих романах Ричардсон предстает перед читателем как знаток женского сердца, мастер психологического анализа, создатель драматических любовных коллизий. Вероятно, эти качества его таланта развились благодаря тому, что в жизни ему пришлось быть скорее наблюдателем — наперсником, а не героем любовной интриги. В старости он вспоминал, как к нему, добронравному и скромному подмастерью, часто обращались молодые девушки — его соседки, с просьбой написать за них письмо кавалеру. И вот перед ним уже раскрывалось сердце красавицы, обуреваемое сомнениями, ревностью или нежными чувствами. Ричардсон был дважды женат и счастлив в семейной жизни, но оба раза, по собственному признанию романиста, его выбором руководило благоразумие, а не сильная страсть.
Страница: 1 2 3 [ 4 ] 5