Распутин "Прощание с Матерой" - сочинение "Мифологическая символика в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»"
Страница: [ 1 ] 2«Прощание с Матерой» — реалистическое произведение, в основе сюжета — обычное для тех лет затопление острова с располагающейся на нем деревней, поскольку на реке строится плотина для электростанции. Но писатель использует в повести некоторые мифологические образы, которые расширяют смысл произведения, придают рядовым вещам глубину символа.
Первая же фраза повести задает тему «последней весны». «Последняя весна» — явное противоречие, если учесть, что в фольклорной символике весна — начало новой жизни. «Последней» эта весна становится для Матеры. Название острова и деревни также символично, так как слово этимологически связано со словом «мать», а словарь В.И.Даля указывает на значение «материк». У Распутина же Матера — остров, то есть «участок суши, со всех сторон окруженный водой». Вода — один из ключевых символов повести: она затопит деревню. В фольклоре существует образ «живой воды», но в «Прощании с Матерой» вода становится символом смерти. По мысли автора, человек искажает основы бытия, превращая жизнь в смерть. Вода указывает и на библейскую тему всемирного потопа, посланного человечеству в наказание за грехи. Но если в Библии праведники спасаются, то у Распутина как раз они-то (бабка Дарья, Бо-годул, Сима, Катерина и мальчик Колька — невинный ребенок) избирают гибель, предпочитая смерть существованию в неправедном мире. Тема потопа подчеркивается и множественными описаниями затяжных, «всеохватывающих» дождей в начале повести. Воде противопоставляется ©2001-2005 Алл С о ч.Р У стихия огня, огня «пожирающего», также символа небесной кары: горят поджигаемые беспутным Петрухой дома. Перед всемирным потопом приходят знамения, случаются чудеса. Так, бабка Дарья разговаривает с Богом: «Я седни пришла в себя, а я вслух разговариваю. Навроде как кто со мной рядом был, спрашивал у меня, а я с им говорела». В другой раз она слышит голоса умерших предков.
Символичен и эпизод с кладбищем.
Свое богопротивное, кощунственное дело они называют «очисткой территории». Старухи изгоняют их, как изгоняют нечисть, называя нехристями. Вспомним пушкинские строки:
Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Как «без источников» пустыня И как алтарь без божества.
Пришлые люди, «по распоряжению санэпидстанции», покусились на сами основы человеческого бытия. Они не видят в мертвых живых, а вот бабка Дарья даже в избе своей видит живую душ)'. Перед неотвратимым сожжением дома она решает сто «прибрать». «Не обмыв, не обрядив во все лучшее покойника в гроб не кладут — так принято. А как можно отдать па смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой сама она прожила всю, без малого, жизнь, отказав ей в том же обряженье?» По мысли Распутина,
в Дарье заключается нравственный идеал, в повести именно она выступает в роли хранительницы народных традиций.
Наиболее ярко мифологические образы проявляются в истории с «царским лиственем».
Страница: [ 1 ] 2