"Михаил Михайлович Пришвин"
Страница: 1 2 [ 3 ]
гии” (1908). Она уже не так прочно связана с действительностью, реальность в ней соседствует со сказкой. Произведение имеет свободную форму повествования, основой которого служит единый сказовый ритм.
Мотив сказки (нет точного указания места, времени) ощущается и в главной цели путешествия – поиск неведомой страны. Посвящая эту книгу друзьям детства, товарищам по поиску “Америки”, писатель отдает дань детской мечте.
Пришвин широко использует русский фольклор и фольклор саами. Жанр путешествия придает произведению этнографический характер. “Мое занятие – этнография, изучение жизни людей. Почему бы не понимать его как изучение души человека вообще. Все эти сказки и былины говорят о какой-то неведомой общечеловеческой душе. В создании их участвовал не один только русский народ. Нет, я имею перед собою не национальную душу, а всемирную, стихийную, такую, какою она вышла из рук Творца”.
Именно в фольклоре Пришвин ощутил нравственный потенциал народа, проявление народной силы, способной преодолеть слабость и трагедию отдельной личности. Благополучный конец сказки, по мнению писателя, есть “утверждение гармонической минуты человеческой жизни как высшей ее ценности. Сказка – это выход из трагедии”. Поэтому Пришвин оценивал фольклор как необходимую основу творчества художников прошедших и будущих веков и находился в постоянном поиске новых возможностей его освоения.
Влияние на поэтику книги, по признанию автора, оказал Ремизов (они познакомились в 1907 г.): “Я был очень близок к Ремизову и не откажусь теперь признать его своим учителем. У Ремизова была настоящая студия, как у художников, у него была школа, к нему ходили, читали свои рассказы – меня пленяло исключительное отношение Ремизова к искусству как к делу”. Позже близость к Ремизову отразилась в таких произведениях Пришвина, как “Иван Осляничек” (1913), “Грязица” (1916).
В 1908 г. по рекомендации А. М. Ремизова и В. В. Розанова Пришвин едет в Заволжье, к Светлому озеру и в Китеж.
На следующий год появляется книга “У стен Града невидимого”, в которой нашли отражение настроения “богоискательства” и интерес писателя к церковному расколу. Духовные искания писателя были близки старообрядчеству, что позволило ему психологически описать природу этой веры: “Я видел там, что наивная народная вера в бога-дедушку заменялась верой в божественность своего личного “я”, и как это “я” совершенно так же, как у наших декадентов, не достигая высшего “я”, равного “мы”, где-то на пути своего развития застревало, и каждый такой “сознательный” человек делался маленьким богом, царем своего маленького царства”.
Страница: 1 2 [ 3 ]