"Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. (3)"
Страница: 1 [ 2 ]
вует, ни о чем не задумываясь. Он разрушает почву -–живое тело земли: “…Чиклин спешно ломал вековой грунт, обращая всю жизнь своего тела в удары по мертвым местам”. Разрушая землю, люди убивают свою душу. Почва истощается, человек утрачивает смысл существования.
А в деревне идет страшный процесс раскулачивания. Крестьяне заранее заготавливают себе гробы, так как не ожидают ничего хорошего от власти пролетариев. В домах гуляет ветер, в деревне запустение: одни запасаются гробами, других сплавляют на плотах. В жертву были принесены тысячи крестьян. Новая жизнь в стране строится на их мертвых телах. Страх и жестокость стали определяющими эпохи. Каждый мог превратиться в предателя, врага народа. Жестокость присуща многим героям произведения. Таковы Сафронов и Чиклин, фанатично преданные идее построения социализма. Таков и
деревенский активист, который днем и ночью ожидает директиву сверху: “Каждую новую директиву он читал с любопытством будущего наслаждения, точно подглядывал в страстные тайны взрослых, центральных людей”. Активист беспрекословно исполняет приказания, не задумываясь над их смыслом. Его дело – исполнять, а властям лучше знать, что хорошо для народа. Власть – символ насилия в произведении.
Насилие распространяется на живую природу и на человека. Люди ничего не создают, а только разрушают. Котлован не вырыт,
так как постоянно приходят директивы о его расширении. У землекопов нет дома, нет семьи, в их жизни нет смысла. Нет смысла и в жизни инженера Прушевского: “Прушевский не видел, кому бы он настолько требовался, чтоб непременно поддерживать себя до еще далекой смерти”. Все свое время он отдает работе, единственная его цель – построить дом. На последних страницах повести умирает Настя, последняя надежда и радость землекопов. Ради этой девочки убивают себя и других. Вместе с ней умирает надежда, но землекопы не оставляют работу. Становится неясно, зачем строить дом, в котором никто не будет жить. Произведение построено на противопоставлении человека и природы. Нельзя разрушать связь человека с природой, иначе последствия будут плачевны.
Платонов в своеобразной форме показал в своей повести, к чему приведет коллективизация и индустриализация. Человек в таком государстве не способен думать, чувствовать, оставаться личностью. В подобном обществе не существует отдельного
человека, а только масса, бездуховная и покорная.
Страница: 1 [ 2 ]