"Мечта и трагедия в творчестве А. Платонова"
Страница: 1 [ 2 ]
Именно от них надо ждать
достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фантазию в реальность и сами не заметят этого. Этот
тип людей представлен инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами — людьми
раскрепощенной мысли.
Герои-романтики Платонова политикой, как таковой, не занимаются. Они рассматривают свершившуюся
революцию как решенный политический вопрос. Все, кто этого не хотел, потерпели поражение и были сметены. И еще
потому они не занимаются политикой, что в начале 20-х годов новое советское государство еще не сложилось,
сложились власть и аппарат власти.
Вторая группа персонажей — это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на фронтах гражданской войны.
Бойцы. Чрезвычайно ограниченные натуры, каких в массовом порядке обычно порождает эпоха битв. Бесстрашные,
бескорыстные, честные, предельно откровенные. Все в них запрограммировано на действие. В силу понятных причин
именно они, вернувшиеся с фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным доверием и
моральным правом на руководящие посты. Они приступают к делу с наилучшими намерениями и с присущей им
энергией, но вскоре обнаруживается, что большинство из них в новых условиях чисто автоматически руководит так,
как командовало полками и эскадронами на войне.
Получив посты в управлении, они не смогли ими распорядиться. Непонимание происходящего порождало в них
повышенную подозрительность. Они запутались в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах. Безграмотность была
той почвой, на которой расцветало насилие. В романе "Чевенгур" Андрей Платонов изобразил именно таких людей.
Получив неограниченную власть над уездом, они в приказном порядке решили отменить труд. Рассуждали примерно
так: труд — причина народных страданий, поскольку трудом создаются материальные ценности, которые приводят к
имущественному неравенству. Стало быть, надо ликвидировать первопричину неравенства, то есть сам труд.
Кормиться же следует тем, что природа рождает. Так, по своей безграмотности, они приходят к обоснованию теории
первобытнообщинного коммунизма. У героев Платонова не было знаний, не было прошлого, поэтому им все
заменяла вера. С тридцатых годов окликает нас Платонов своим особенным, честным, горьким, талантливым
голосом, напоминая, что путь человека, при каком бы социальном и политическом устройстве тот ни жил, всегда
труден и полон потерь. Для Платонова важно, чтобы не был разрушен человек.
Многое роднит писателя Андрея Платонова с его персонажами-правдоискателями: та же вера в существование
некоего "плана общей жизни", те же мечты о революционном переустройстве жизни в масштабе всего человечества,
вселенной, та же утопия всеобщего коллективного творчества жизни, в процессе которого рождается "новый
человек" и "новый мир".
Страница: 1 [ 2 ]