Платонов "Котлован" - сочинение "«Котлован» — книга - пророчество"
Страница: [ 1 ] 2Среди писателей, своими книгами спасавших честь русской литературы в мрачные годы сталинизма, был А. Платонов. Со страниц его произведений перед нами встает странный, неестественный мир. Это мир власти, направленный против человека мыслящего, «усомнившегося», желающего самостоятельно решать свою судьбу. Насильственная унификация людей и устранение несогласных превращают общество в огромную казарму. Одной семьей, в одном огромном доме должны жить пролетарии — люди в чистым классовым сознанием.
Все эти закономерности человеческой жизни отразились в повести, «Котлован». Это произведение — страшный, мрачный гротеск, вызванный осознанием абсурдности общественного бытия. Однако А. Платонов убедительно показывает, что корни этого абсурда — в логике существующего социального устройства. «Пролетариату нечего терять, кроме своих цепей, — взамен он приобретает весь мир», — эти гордые слова были написаны в «Коммунистическом манифесте». Ситуация, в которую попадает читатель «Котлована», кажется, ими и навеяна. Таким, как Вощев, Чиклин, Жачев, терять, действительно, нечего, кроме своих жизней и жизней их товарищей. И с этими жизнями они расстаются удивительно легко, так же, как отбирают их у других.
И весь мир действительно приобретен — но зачем? Вот как выглядит этот мир: «...всюду над пространством стоял пар живого дыхания, создавая сонную, душную незримость, устало длилось терпенье на свете, точно все живущее находилось где-то посредине времени и своего движения: начало его всеми забыто и конец неизвестен, осталось одно направление». В этом мире «точно грусть — стояла мертвая высота над землей». Этот мир безрадостен, бесцветен, продувается всеми ветрами. Таким становится мир, полностью отданный во власть человеку, оставшийся без собственной своей жизни, без тайны. Таково еще одно мрачное пророчество А. Платонова: стремление сделать человека центром мироздания обезличивает окружающий его мир.
А. Платонов бесстрастно демонстрирует, что ужасом и абсурдом могут обернуться самые лучшие и самые естественные устремления человека. Например, стремление человека к счастью. Вот характерный диалог: «Мне все кажется, что вдалеке есть что-то особенное или роскошный несбыточный предмет, и я печально живу», — жалуется Вощев. «А ты считай, что уж добыли: видишь, нам все теперь стало ничто», — отвечает ему Чиклин. И это страшная, правда. Печаль стремящегося к счастью человека вынести трудно. Но достигнутое счастье равносильно смерти, потому что стремиться уже больше не к чему. В этом, пожалуй, суть происходящей в романе трагедии. Все — «ничто», а значит, все можно и ничего нельзя. Нет ценностей, нет ориентиров. Жизнь, вывернутая наизнанку, — это смерть.
Именно поэтому общепролетарский дом не был построен. Настя, ради счастья которой трудилось столько людей, умирает, и Чиклин хоронит ее под тяжелой гранитной плитой. В котловане оказались погребенными и мечты строителей о светлом и прекрасном будущем, в которое писатель искренне верил. Пафос борьбы за социализм, за идею заслоняет отдельного человека, и может случиться так, что «райское» будущее останется без людей, — предупреждает писатель.
Страница: [ 1 ] 2