Платонов "Котлован" - сочинение "Старое и новое в повести А. Платонова "Котлован""
Страница: [ 1 ] 2Наше поколение начало осознавать себя именно в тот период, когда старое советское мироустройство рухнуло, а на смену ему пришло новое - демократия, свобода слова, когда свет увидели произведения Булгакова, Домбровского, Пастернака, Пильняка, Платонова и других. Мы читаем произведения, в которых писатели оставили часть своей жизни и души, и сами наполняемся этой жизнью и смыслом. Писатели эти жили в самый трудный и противоречивый период истории нашей страны. Они размышляли над судьбами народа, когда думать было запрещено, а нужно было подчиняться. Они не подчинились, и их произведения исчезли, но... "рукописи не горят..."! Именно моему поколению выпало счастье жить, взрослеть в новую эпоху, держа в руках эти книги, осмысляя их.
Андрей Платонов - один из тех, кто задумался и попытался отобразить действительность в своих произведениях. Осмыслению "вещества существования" посвящена одна из лучших повестей писателя - "Котлован". В ней Платонов говорит о том, что самый большой враг человечества - тайна смысла жизни. Не имея смысла жизни, человек не может жить. Главный герой "Котлована" Вощев "...почувствовал сомнение в своей жизни и слабость тела без истины, он не мог дальше трудиться и ступать по дороге, не зная точного устройства всего мира и того, куда надо стремиться...". Не имея истины, Вощев начинает "задумываться среди общего темпа труда" и искать ее. Он ждет подсказки от природы, но та молчит, так как в ней царит такая же скука, как и в душе Вощева. Может быть, истина заключена в осмысленном труде? И постичь ее можно, разумно преодолевая, но, в то же время, и одухотворяя природу? Поиск смысла жизни и единства с природой - традиционные, "старые" темы в русской литературе. Человек, идущий по дороге жизни - фигура тоже не новая. Но в платоновской повести старое сталкивается с новым, рожденным новой эпохой - эпохой социалистического строительства.
И вот Вощев встречает людей, роющих котлован. Несомненно, они являются носителями нового сознания. Они убеждены в том, что истина им известна, и что "вещество существования" они постигли. Вощев "со скупостью надежды, со страхом утраты" наблюдает за работой этих "грустно существующих людей, способных без торжества хранить внутри себя истину", и решает остаться с ними, так как теперь тоже хочет работать над "веществом существования". Обретение истины для Вощева было бы настоящим торжеством, и он перестает верить людям, спокойно "похоронившим" в себе истину, когда наконец понимает, что истины-то и не было, а был лозунг, который обманул людей.
Кроме Вощева и нескольких других ищущих и сомневающихся героев, у Платонова есть иные люди, живущие по принципу: "Смотри на людей и живи, пока родился". Им вообще не нужна истина, для них она заключается в классовой ненависти пролетариата. Они роют котлован для будущего счастья, но не понимают, что счастье в единстве всего со всем, и готовы уничтожить всех, мешающих и портящих, по их мнению, жизнь пролетариату.
Страница: [ 1 ] 2