"ТВОРЧЕСТВО Б. А. ПИЛЬНЯКА"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4
твенной структуры которой лежит насилие над человеком. Как справедливо отме¬тила критика, «в доводах Первого революция оказывается от¬деленной, а если говорить до конца, то противопоставленной человеку».
По мысли Пильняка, в самом понятии «государственная сис¬тема» заключено нечто чуждое, противоположное природной сущности человека, тем более в тоталитарном государстве, ко¬торое держится исключительно силой власти, насилием над лич¬ностью. Гаврилов — строитель страшной машины истребления личностного сознания и сам становится ее жертвой. Государ¬ство, власть являются в повести метафорой смерти. Герой не хочет умирать, но покорно соглашается на смерть не только в силу своей принадлежности «к ордену или секте», но главным образом потому, что видит в этом акт возмездия за содеянное. Скорее всего, именно осознание неотвратимости кары заставило Гаврилова почувствовать свою обреченность и не сопротив¬ляться приказу Первого. Таким образом, философский смысл повести делает ее содержание не менее актуальным в современ¬ную эпоху, чем ее политический смысл.
Повесть «Красное дерево» по смелости выражения авторс¬кой позиции не уступает «Повести погашенной луны». Будучи включенной в роман «Волга впадает в Каспийское море», с не¬большими, но существенными исправлениями, повесть потеряла свою смысловую остроту.
Публикация за грани¬цей была лишь поводом для критики повести; негодование функ¬ционеров вызывало, несомненно, ее глубокое социальное содер¬жание. «Красное дерево» написано с редким для художника критическим пафосом, с элементами гротеска и пародии. Впер¬вые с такой остротой раскрывается тема разрушения России, отказавшейся от своих традиций, поправшей законы природы. В повести точно указано время действия — 1928 год; более де¬сяти лет прошло с момента свершения революции, но плоды ее незавидны. В стране разруха, бесхозяйственность, бескультурье, жестокость, воровство — результат функционирования бюрокра¬тической системы. Негативная авторская позиция находит здесь открытое выражение.
«Начальство в городе жило скученно,— пишет автор,— ос¬терегаясь, в природной подозрительности, прочего населения, заменяло общественность склоками и переизбирало каждый год само себя с одного руководящего уездного поста на другой в зависимости от группировок склочащих личностей по принципу тришкина кафтана. По тому же принципу тришкина кафтана комбинировалось и хозяйство... Хозяйничали медленным разоре¬нием дореволюционных богатств, головотяпством и любовно». Описывая провинциальный город, его полуразрушенный быт, беспорядочную, неосмысленную жизнь людей, забывших себя и живущих по инерции, автор создает обобщенный образ России, огромной страны неупорядоченного бытия.
Писатель рисует страшную, порой трагическую картину жизни народа, задавленного мертвой, механической машиной бюрократизма, убившей светлые идеи революции. Пильняк ожидал от революции мощного подъема народного самосозна¬ния, возврата к законам тысячелетней давности, но Россия не вернулась к старой традиции,а пошла по иному пути, погасив пламя революции.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4