"Сказки Петрушевской "
Страница: 1 2 [ 3 ]
собственных несчастных сыновей, против невесток и внуков, против кавказской родни и чужих приблудных сирот. И все ради того, чтобы никого не пустить в квартирищу, чтобы выгнать всех и остаться жить одной. Маленькая Грозная, в отличие от Анны Андриановны, сумела сохранить домашний очаг. Но единственный способ, который она нашла и который ей вобще оставался, – сделать очаг пустым. Пустота изначально была стихией этой героини, всегда была лучшей и главной обстановкой квартирищи площадью в 150 кв. метров. У маленькой Грозной, как и у Кащея, смерть хранилась в тайнике – а именно под землей, на участке номенклатурного Ново-Архангельскою кладбища, рядом с могилой мужа, каковой участок Грозная отмерила себе бесстрашными шажочками прямо во время похорон. Но фокус в том, что под землей не было никакого сундука, то есть гроба с содержимым, и потому собственная смерть представлялась героине чем-то совершенно нереальным – впрочем, как она представляется и большинству живущих. Пугающая реальность ухода туда – вот что удалось показать Людмиле Петрушевскои в новой повести, ставшей, как мне кажется, синтезом написанного прежде.
Может быть, рано радоваться, может, и “Маленькая Грозная” легко уйдет в небытие. Все-таки думается, что эта работа включила в себя многие предыдущие опыты петрушевскои прозы, – так в науке новооткрытый закон включает как частные случаи разрозненные эмпирические истины. Главное в том, что “совок”, этот партизанский лесок, предлагающий заблудиться в трех, на выбор, соснах, это безвременное царство частностей, тонущее в самом себе, проваливающееся в себя, – “совок” оказался поставлен в исторический, временной контекст и тем ограничен. Теперь он имеет шанс обрести определенную и, может, даже неожиданную форму. Все-таки Людмила Петрушевская – большой художник, который сам себе перегной, то есть почва, то есть страна. На своем промежуточном финише она имеет право засчитать себе как минимум то, что антагонизм поколений, бывший одной из сущностных “совковых” характеристик, увиден именно ее глазами, описан именно ее, Петрушевскои, фирменным пером. Но прошлое нельзя исчерпать повторениями, и мне кажется, что Петрушевская – из тех писателей, для которых движение вспять наиболее невозможно. Сумеет ли она ощутить свою пустоту как возможность новой свободы – большой вопрос. Но вопрос, во всяком случае, открытый.
Страница: 1 2 [ 3 ]