Пастернак "Любить иных – тяжелый крест" - сочинение "Стихотворение Б. Пастернака «Любить иных – тяжелый крест» (восприятие, истолкование, оценка)"
Страница: [ 1 ] 2Борис Пастернак – человек сложной судьбы. Обладая незаурядным талантом, он не был понят и принят своей страной. Борис Пастернак не исчез в сталинских лагерях, не погиб на войне, он просто был исключен вместе с Анной Ахматовой из союза писателей. У А. Галича есть песня, посвященная Б. Пастернаку, в которой звучат такие строки:
Как гордимся мы, современники,
Что он умер в своей постели.
Лишь в конце восьмидесятых годов в России вспомнили об этом талантливейшем человеке. Ведь «рукописи не горят». Его стихи чудесны и легки, как шелест осенних листьев, пушистый снег, скользящий по стеклу… Необычные метафоры, эпитеты, сравнения создают в читательском сердце неповторимые пастернаковские образы. В этом и заключается, по моему мнению, настоящий талант.
Любовная лирика занимает большое место в творчестве Б. Пастернака. Наверное, нет ни одного человека на земле, который бы никогда не испытывал этого чувства. Стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» написано поэтом в 1931 году. Всего три строфы, а каким глубоким чувством они наполнены! Необычный стиль поэта поражает читателя с первых строк. Только настоящий мастер слова мог бы объединить в одно предложение порой не сочетаемые слова и создать великолепные образы:
Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Уже в первых строках мы встретим антитезу: «Любить иных – тяжелый крест». Разве настоящее чувство может быть сопоставимо с таким эпитетом? Но обратим внимание на местоимение «иных». Это любовь к другим женщинам для лирического героя стихотворения «тяжелый крест». А образ той возлюбленной, которой посвящено стихотворение, для поэта – божественный идеал, неразгаданная тайна. Ведь она «прекрасна без извилин». Говоря о любимой, Пастернак использует местоимение «ты». Так называют лишь близкого человека. В чем же ее привлекательность?
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Для Пастернака близкий человек загадка, которую он должен разгадать.
В следующем четверостишии весеннее пробуждение природы перекликается с внутренним состоянием, духовным миром лирического героя:
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин…
Особую роль в этих строках играет аллитерация. Повторение шипящего «ш» и сочетания согласных «ст» помогают читателю реально представить эту необычную картину. Обратим внимание на метафоры: «шорох снов» - это мечты влюбленного сердца лирического героя, «шелест новостей и истин» - то, что окружает его в реальном мире. И везде рядом с лирическим героем возникает образ любимой:
Ты из семьи таких основ,
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Не правда ли, необычное сравнение: «смысл» для лирического героя – это само существование рядом с ним любимой, ее образ «легкий, как воздух», и «бескорыстен», то есть добр, независтлив. Таков идеал женщины для поэта.
В третьем четверостишии настроение меняется:
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор и сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это – не большая хитрость.
Страница: [ 1 ] 2