"«Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ!»"
Страница: 1 2 [ 3 ]
ерой задается вопросом о народной судьбе: “проснется ли народ, • исполненный сил” или он “духовно навеки почил”? Долго ли будут люди терпеть муки и унижения, “скакать по полям, по дорогам в рудниках, на железной цепи...”? Народное терпение, бессмысленная надежда на барина сатирически И одновременно с горечью изображаются Некрасовым в стихотворении “Забытая деревня”. Все ее жители ничего не могут решить без барина и наивно верят, что он “увидел, как плоха избушка у бабушки Ненилы” и “велит дать лесу”, “вернет землицу”, которую у крестьян “лихоимец жадный оттягал”, справит свадьбу вольного хлебопашца и Наташи. Так “дело чуть за спором”, народ надеется на барина, “который все не едет...”. Народная вера в доброго господина, надежда на господскую милость, по сути своей рабская, возмущает Некрасова и вызывает в нем жалость. Именно в смирении народа, в долготерпении, покорности поэт видит и вину, и беду крестьян, причину их несчастий...
Посвящая свои произведения народу, Некрасов не только расширяет тематику поэзии, но и вводит новые жанры, такие, как народные песни, городские романсы, бытовые баллады. Многие стихотворения написаны в форме монолога крестьянина, что обусловливает необходимость использовать “подлинно народный язык”: просторечную лексику (“варган”, “шальной”, “уходиться”), диалектизмы. Так поэт достигает максимальной достоверности. Создается впечатление, что перед нами — необработанная простонародная речь. Кроме того, поэтика Некрасова основана на фольклоре. Им используется множество устойчивых эпитетов (“белая рученька”, “буйная го-
лова”, “девица-краса”), междометий (“чай”, “тоись”), обращений (“слышь ты”, “понимаешь-ста”), характерных для устного народного творчества, а также анафор, начинающихся с отрицания, типичных для народных песен и частушек (“Не гулял я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву...”), своеобразных зачинов (“Парень был Ванюха рыжий, // Рослый человек, // Не поддался силе вражей, // Жил бы долгий век”).
Таким образом, стихотворения Некрасова обретают истинную народность, их форма полностью соответствует содержанию. “Воспевая страдания народа”, поэт делает свои произведения яркими и выразительными, достоверно повествуя о народной жизни.
Выбирая своей основной темой нелегкую жизнь крестьян, Некрасов, безусловно, обрекал себя на непонятость и отвергнутость. Многие поэты “чистого искусства” видели в его стихах не более чем политическую декларацию, его считали общественным деятелем, но не творцом, не художником, ценили гражданский пафос Некрасова, но не его поэтический талант. Однако Некрасов и сам говорил, что “пишет не для светского общества”. Творивший для народа, писавший о народе и во имя народа, этот поэт посвящал свои стихотворения “миллионам живых существ, никогда не изображенных, просящих любящего взгляда”, чем и сделал свое творчество неповторимым.
Страница: 1 2 [ 3 ]