Некрасов "Пророк" - сочинение "Стихотворение Н. А. Некрасова «Пророк». (Восприятие, истолкование, оценка)"
Страница: [ 1 ] 2Время Н. Некрасова - это 50 - 70-е годы XIX века. Болезненным в жизни русского общества этих лет был вопрос «судьбы народной». Поэтому центральное место в поэтическом мире Некрасова принадлежит образам, переживаниям, раздумьям, связанным с народной жизнью. Эта особенность поэзии Некрасова определилась благодаря удивительной черте характера поэта - его умению относиться к людским страданиям, как к своим собственным, болеть за другого человека, если он несчастен. Восприимчивости к чужому горю сопутствовало у поэта чувство вины, ответственности за те беды, на которые был обречен народ. Впоследствии эту некрасовскую особенность назовут «совестливостью». Поэт был беспощаден к себе, к своим, может быть, мнимым слабостям.
Борение против зла силой поэтического слова казалась Некрасову малым по сравнению с настоящей революционной борьбой. Поэтому высшую дань уважения отдавал поэт людям, посвятившим жизнь такой борьбе. В связи с этим в творчестве Некрасова особое место занимают идеальные образы революционеров, прототипами которых были Белинский, Добролюбов и Чернышевский.
Так, написанное в 1874 году стихотворение «Пророк» Некрасов посвящает Н.Г. Чернышевскому. Сразу обращает на себя внимание название стихотворения. Традиционно в русской классической литературе это слово употребляется по отношению к поэту (вспомним хотя бы пушкинского «Пророка»), Некрасов по-своему нарушает эту традицию, признавая высшей ценностью жизни служение идеалом свободы, правды и справедливости.
Начинается стихотворение очень понекрасовски. Мы как будто оказываемся свидетелями продолжения начавшегося ранее разговора, может быть, даже спора. Первое же возражение поэта подчеркивает сознательность выбора своего пути тем, кто «видит невозможность / Служить добру, не жертвуя собой». Тут же автор спешит объяснить, откуда у таких людей брались силы для этой жертвы: «Но любит он возвышенней и шире, / В его душе нет помыслов мирских. Причем инверсия в первой строке придает особое звучание глаголу «любит», тем самым подчеркивая силу любви того, перед кем поэт готов преклониться. А соединяя соединимость («смерть ему любезна»), автор, по сути, говорит об избранности подобных людей, о непохожести их на всех остальных.
Сила убежденности поэта в том, что он говорит, убежденность в своей правоте особенно ощутима в анафорически начинающихся строчках: «Не скажет он, что жизнь его нужна, / Не скажет он, что гибель бесполезна».
А многоточие в конце следующей строки («Его судьба давно ему ясна...») воспринимается неоднозначно. С одной стороны, эта наука могла быть вызвана желанием автора остановиться, чтобы мысленным взором, безусловно, не в первый раз окинуть пройденный «пророком» путь. С другой стороны, наука эта могла быть необходимой поэту для того, чтобы перевести дыхание, справиться с нахлынувшими на него чувствами в связи с неизбежностью этой участи.
Следует сказать, что самые революционные стихотворения Некрасова освещены христианской символикой. «Народный заступник» как бы уподобляется святому подвижнику, отрекшемуся от «мирских наслаждений» и жертвующему собой во имя спасения человечества.
Страница: [ 1 ] 2