Некрасов "Кому на Руси жить хорошо" - сочинение "Поэма Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" как энциклопедия народной жизни"
Страница: [ 1 ] 2 3Поэму Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” принято называть поэмой-эпопеей. Эпопея — это художественное произведение, с максимальной полнотой изображающее целую эпоху в жизни народа. В центре некрасовского произведения — изображение пореформенной России. Автор хотел изобразить все социальные слои: от крестьянина до царя. Но, к сожалению, произведение так и не было закончено — помешала смерь поэта. Таким образом, основной темой осталась жизнь народа. Жизнь крестьян. С необычайной яркостью и отчетливостью предстает перед нами эта жизнь. Все невзгоды и беды, которые приходится терпеть народу, вся трудность и суровость его существования. Несмотря на реформу 1861 года, “освободившую” крестьян, они оказались в еще худшем положении: не имея своей земли — попали в еще большую кабалу. Через всю поэму проходит мысль о невозможности так жить дальше, о тяжелой крестьянской доле, крестьянском разорении.
Этот мотив голодной жизни бедного мужика, которого “тоска-беда измучила”, с особой силой звучит в народных песнях, коих довольно немало в произведении. Стремясь воссоздать со всей полнотой картину народной жизни, Некрасов использует и все богатство народной культуры, все многоцветье устного народного творчества. Однако, напоминая о народном таланте выразительными песнями, Некрасов не смягчает красок, показывая грубость нравов, религиозные предрассудки и пьянство в крестьянском быту.
Положение народа с предельной отчетливостью рисуется названиями тех мест, откуда родом крестьяне-правдоискатели:
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень —
Заппатова, Дырявима,
Разутова., Знобишина,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
В поэме очень ярко изображена безрадостная, бесправная, голодная жизнь народа: и “счастие мужицкое, дырявое с заплатами, горбатое с мозолями”, и “голодные дворовые, покинутые барином на произвол судьбы” — все люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”.
Перед нами встает множество ярких, разнообразных персонажей: наряду с бездейственными холопами вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата появляются сохранившие подлинную человечность и душевное благородство образы Матрены Тимофеевны, богатыря Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина, старосты Власа, самих семи правдоискателей и другие. Эти лучшие из крестьян сохранили в себе способность к самопожертвованию, у каждого из них есть своя задача в жизни, своя причина искать правду, но они все вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Уже появляются люди, которые с искренностью могут сказать такие слова:
Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно, весело
На всей святой Руси!
Например, в Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского праведника. Яким способен глубоко понять то, в чем состоит сила и слабость крестьянской души:
У каждого крестьянина
Душа что туча черная,
Гневна, грозна — и надо бы
Громам греметь оттудова,
Кровавым лить дождям,
А все вином кончается!
Яким Нагой живет той же трудолюбивой, но нищенской жизнью, как и все крестьянство.
Страница: [ 1 ] 2 3