Некрасов "Кому на Руси жить хорошо" - сочинение "Народ — герой поэмы "Кому на Руси жить хорошо""
Страница: [ 1 ] 2 3В центре великого произведения Н.А.Некрасова находится собирательный образ главного героя — народа. Перед нами возникают обобщенные картины народной жизни, лица людей из народа. Одни из них лишь мелькают перед нами в пестрой толпе; другие подробно рассказывают о себе; о третьих говорят герои поэмы.
Написанная о народе и для народа, поэма близка произведениям устного народного творчества. Некрасов был знатоком фольклора, изучал его не только по сборникам песен, сказок, плачей, но и в непосредственном общении с народом.
Сказочна завязка поэмы, на мотивах народной волшебной сказки построен ее "Пролог", из сказок заимствован зачин ("В каком году — рассчитывай..."), встречаются и сказочные формулы:
Шли долго ли, коротко ли,
Шли близко ли, далеко ли...
Много в поэме песен, созданных по мотивам народных образных слов, пословиц и поговорок.
Не только по своему языку, образной системе, но и по ритму поэма напоминает народные песни, плачи, былины. Некрасов впервые ввел близкий к народному белый (нерифмованный) стих в эпопею, расширил границы его применения, разнообразно используя его и в лирических эпизодах, и в сатирических зарисовках, и в спокойном эпическом рассказе.
Так создает Некрасов "стиль, отвечающий теме" — теме борьбы за народное счастье.
Образ народа в поэме представляет собой сложное и противоречивое единство. Народные типы, созданные поэтом, в основном делятся на две категории. К первой, наиболее многочисленной, принадлежат крестьяне, задумывающиеся над своей жизнью, крестьяне, в душе которых зреют зер на протеста. Поэт особенно внимательно присматривается к ним. Изучая жизнь народа, стараясь разгадать душу крестьянина, Некрасов страстно жаждет увидеть именно те черты, которые говорят о пробуждении народного сознания. Другая категория крестьян — люди, безнадежно отравленные ядом крепостничества, превратившиеся в холопов.
Некрасов неоднократно упоминает в поэме о крестьянских бунтах, которые особенно усилились после реформы. Вот характерный рассказ:
Слыхал ли кто из вас,
Как бунтовалась вотчина
Помещика Обрубкова,
Испуганной губернии,
Уезда Недыханьева,
Деревни Столбняки?..
В этом отрывке знаменательны сами названия, говорящие о страхе, покорности, забитости жителей. И если уж крестьяне этих мест взбунтовались, значит, чаша народного терпения переполнилась! Из-за цензурных препятствий поэт не мог открыто изобразить народные бунты, не мог, конечно, и открыто призывать к крестьянской революции. Но намеки, разбросанные по страницам поэмы, образы отдельных крестьян, их думы и чаяния, а иногда и решительные поступки свидетельствуют о революционной направленности поэмы.
В легенде "О двух великих грешниках" выражена идея революционного возмездия, прославляется не христианское всепрощение, а справедливая кара, звучит призыв к борьбе с угнетателями народа. Разбойник Кудеяр совершил истинно святое дело, убив народного мучителя.
Среди крестьян, изображенных Некрасовым, особенно выделяется Яким Нагой.
Страница: [ 1 ] 2 3