Некрасов "Кому на Руси жить хорошо" - сочинение "Старая Русь в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Оболт Оболдуев и Князь Утятин"
Страница: [ 1 ] 2Во время недалекое
Империя Российская
Дворянскими усадьбами
Была полным-полна
И жили там помещики
Некрасов
В пореформенной России помещики сохранили господствующее положение, а крестьяне, как и в дореформенную пору, страдали под гнетом многочисленных пережитков крепостничества. В поэме автор дает целую галерею развившихся под сенью закона жестоких крепостников старой Руси: тиран и лицемер Оболт Оболдуев, отвратительный садист князь Утятин, живодер Шалашников, душегуб Поливанов, убийца по прозванию пан Глуховский. Остановимся на образах Оболта Оболдуева и князя Утятина.
Оболт Оболдуев – яркий сатирический образ, живет сытой и праздной жизнью помещика как до реформы, так и после неё. Это подтверждается его портретной зарисовкой:
…барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту.
Помещик сожалеет о многих утратах; Но нельзя принимать всерьез эти сожаления, ведь достаточно сравнить портретную зарисовку «несчастного» помещика с портретом «счастливого» каменщика, и все станет ясно:
Мужик с одышкою,
Расслабленный, худой.
(Нос вострый, как у мертвого
Как грабли руки топорщие,
Как спицы ноги длинные,
Не человек – комар.)
А ведь как многозвучна сама сама фамилия этого героя! Оболт Оболдуев…
Его портрет – это портрет человека, живущего в праздности и довольстве!
Помещик был румяненький,
Осанистый, присадистый,
Шестидесяти лет;
Усы седые, длинные,
Ухватки молодецкие,
Венгерка с бакенбардами,
Широкие штаны.
Некрасов дает нам возможность увидеть непримиримость конфликта между помещиками и крестьянами, показывая встречу семи странников с помещиком. У них мирные намерения:
Крестьяне…
…сняли шапочки,
Низенько поклонилися…
Но помещик в каждом из них видит прямого врага и в борьбе с этим врагом готов идти на самые крайние меры:
Он пистолетик выхватил,
И дуло шестиствольное
На странников навел.
Автор очень остро обнажил в этой сцене крайнее напряжение в борьбе помещиков и крестьян в пореформенной России. В разговоре мужиков с Оболт Оболдуем поэт подчеркнул недоверие крестьян к помещику.«Дворянское слово» помещика отвечать на спрос «по правде и по разуму» вызывает со стороны мужиков гневный отпор:
Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам
На вопрос крестьян: «Ты как вольготно, счастливо, помещичек, живешь?», помещик реагирует горестно. Он страдает, что «счастливая» жизнь ушла вместе с крепостной Русью. Ведь исчезла всеобщая покорность, нет неограниченной власти:
Деревней ехать совестно,
Мужик сидит – не двинется,
Не гордость благородную –
Желчь чувствуешь в груди.
Его рассказ о счастье – это гимн крепостническому праву:
… и жили мы,
Как у Христа за пазухой,
И знали мы почет…
Полный произвол, жестокость, ничем не ограниченное владычество грубой силы – вот идеал помещика:
Ни в ком противоречия,
Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Он горько оплакивает Русь крепостническую:
Ой, жизнь широкая!
Прости – прощай навек!
Прощай и Русь помещичья!
Теперь не та уж Русь!
И в образе жизни князя Утятина как бы реализована мечта Оболта Оболдуева о «всякой роскоши» дворянской жизни.
Страница: [ 1 ] 2