Некрасов "Кому на Руси жить хорошо" - сочинение "Образы крестьян в поэме "Кому на Руси жить хорошо""
Страница: [ 1 ] 2 3В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое по-ложение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, «кому живется весело, вольготно на Руси», кто достоин и не достоин счастья? Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странни-ков, путешествующих по стране в поисках счастливцев. Это групповой портрет, поэтому в образе семерых «временнообязанных» даются лишь общие черты, характерные для русского крестьянина: бедность, любозна-тельность, непритязательность. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат. Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства. Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет. Некрасов также подчер-кивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям. Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колеба-ний предлагают ей помощь; они также помогают в покосе крестьянам Безграмотной губернии.
Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Рас-крытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купече-ства, духовенства, дворянства... Но главное внимание все же автор уделяет крестьянам.
Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеев-ны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, напри-мер, ненависть ко всем «дольщикам», тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты.
Яким Нагой, олицетворяющий массу беднейшего крестьянства, «до смерти работает», но живет бедняком, как и большинство крестьян дерев-ни Босово. Его портрет свидетельствует о постоянном тяжелом труде:
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо...
Яким понимает, что крестьянство - великая сила; он горд своей при-надлежностью к нему. Он знает, в чем сила и слабость «крестьянской души»:
Душа, что туча черная -
Гневна, грозна - и надо бы
Громам греметь оттудова...
А все вином кончается...
Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения - необходи-мость работать на «дольщиков». Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он «живал когда-то в Питере», но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, «как липочка ободранный» и «за соху взялся».
Другой образ русского крестьянина - это Ермила Гирин. Автор наде-ляет его неподкупной честностью и природным умом. Крестьяне уважа-ют его за то, что он
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновного,
Душой не покривил...
Пойдя против «мира», поступившись общественными интересами ради личных, — отдав в солдаты вместо своего брата соседского парня, - Ерми-ла мучается угрызениями совести и доходит до мысли о самоубийстве.
Страница: [ 1 ] 2 3