Некрасов "Кому на Руси жить хорошо" - сочинение "Сатирическое изображение помещиков в поэме "Кому на Руси жить хорошо""
Страница: [ 1 ] 2 3«Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасов задумал как «народную книгу». Он хотел включить в нее все сведения о народной жизни, накопленные «по словечку» в течение двадцати лет. Поэт мечтал, чтобы его книга дошла до крестьянства и была ему понятна. К созданию поэмы Некрасов приступил в 1863 году и работал над ней до последних дней своей жизни.
Сквозные темы поэмы: судьба народа в пореформенную эпоху, ненависть его к своим поработителям, горькая доля крестьянской женщины. Социально-острые проблемы, поставленные в произведении, обнаруживают враждебность народа к господам и господ к народу, показывают пропасть, которая существует между ними.
Поэтому образы помещиков в поэме Некрасов создает сатирическими средствами. Поэт смотрит на дворян-господ глазами странников. Так изображены Оболт-Оболдуев и князь Утятин. Крестьяне относятся к помещикам уже с явной иронией, откровенно посмеиваются над их стремлением вернуть былое величие. В описании Оболт-Оболдуева поэт использует традиционные в народном творчестве уменьшительные и ласкательные формы, которые усиливают иронию и подчеркивают ничтожество помещика:
Какой-то барин кругленький,
Усатенький, пузатенький,
С сигарочкой во рту…
С откровенной издевкой странники повествуют о трусости и никчемности «румяненького» господина:
Гаврило Афанасьевич,
Должно быть, перетрусился,
Увидев перед тройкою
Семь рослых мужиков.
Он пистолетик выхватил,
Как сам, такой же толстенький…
На протяжении всей главы «Помещик» в описании предметов, окружающих Оболта-Оболдуева, по-прежнему будут обращать на себя внимание слова с уменьшительными суффиксами: «подушечка», «кувшинчик», «собаченьки», «шапочка» и т.д. Этот прием снижает возвышенный пафос речи героя о былом, разоблачает его мелкие, низменные запросы:
Достоинство дворянское
Поддерживать охотою,
Пирами, всякой роскошью,
И жить чужим трудом…
С помощью «говорящей» фамилии автор обличает паразитизм, праздность помещика. Не случайно ему дана двойная фамилия, так как Гаврила Афанасьевич хочет особого, двойного почета к своей персоне, желает быть «солнцем на небе». Счастье для Оболт-Оболдуева – богатство, владение собственностью. Он жаждет неограниченной власти над людьми, ему принадлежащими:
Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон – мое желание!
Кулак – моя полиция!
Нелепый внешний облик в сочетании с напыщенностью рассказа создает комические ситуации. Так, Оболт-Оболдуев хвастался перед странниками тем, что раньше он держал двадцать два охотника. Описывая сцену охоты, он «махал рукой, подпрыгивал, кричал…» Некрасов показывает реакцию крестьян на эту комедию:
Крестьяне молча слушали,
Глядели, любовалися,
Посмеивались в ус…
Лицемерие помещика раскрывается в его захлебывающейся исповеди о том, как он жаловал своих крепостных: в пасху целовался «со всей своею вотчиной», допускал крестьян в дом на молитву. Крестьяне дают снисходительный и в то же время дерзкий комментарий этих «великих» дел благодетеля:
Колом сбивал их, что ли, ты
Молиться в барский дом?.
Страница: [ 1 ] 2 3