"Место Набокова в русской литературе XX века"
Страница: 1 [ 2 ]
он явно хотел подчеркнуть, насколько распространены были эти истины в сознании русских людей. В условиях эмиграции одна из них: «Россия — наше Отечество» приобрело сразу и ироническое и трагическое значение. Набоков говорит в романе о непорочности в XX веке самых исконных понятий. Он дает понять, что русские эмигранты — люди, для которых ни советская Россия, ни чужбина не могут стать новым отечеством. Трагическое ощущение! Но писатель не зацикливается на роковых чувствах. Он тут же иронически изображает этих же «людей без отечества» на вечерах в доме Чернышевских.
Сумбур собраний союза литераторов и т. д. Основная спасительная идея здесь, по-моему, в образе «вечной» России, ключи от которой герой увез с собой, то есть «люди без отечества» все же понятие условное. Далее писатель концентрирует внимание на судьбе и творчестве писателя, на явлениях подсознательных, даже космических.
Здесь он, явно используя личный опыт, показал все важнейшие составляющие творчества: жизнь писателя, жизнь его сознания, историю замыслов произведения, подтвердив тем самым заветную свою мысль, что творческая память способна воскресить прошлое и обессмертить его.
Итак, сведя главные идеи В. В. Набокова вместе, я пришел к выводу, что в русской литературе XX века его творчество есть духовный вызов и постоянное противостояние основным русским этическим проблемам.
Страница: 1 [ 2 ]