"Интерпретация стихотворения В.Набокова"
Страница: 1 [ 2 ] 3
Пылай, свеча, и трепетные пальцы
Жемчужинами воска ороси.
Эта метафора, соединенная с императивом «ороси», неслучайно возникает здесь, ведь жемчуг издревле олицетворяет собой слезы.
Поэт Набоков в «Молитве» оплакивает судьбу русского языка, «искромсанного» и «искаженного», потому что именно в этой искромсанности и искаженности отражена судьба его народа. Поэт не только сожалеет о судьбе родной речи, но и верит в то, что русская культура возродится, воскреснет, вновь обретет силу ( « …но чую ее невидимый полет» ). Он живет мольбами и надеждами на это:
Ты станешь вновь, как воды, полногласной,
чистой, как на солнце меч
величавой, как волненье нивы…
Поэт преклоняется перед родной культурой. Он готов сделать все возможное для того, чтобы она процветала, становилась еще прекраснее. Последнее семистишие противопоставлено трем предыдущим. Оно наполнено светом, в нем нет мрачных образов, а лишь блеск, чистота и величие живого языка.
Палитра звуков «в» ( воды, величавой, волнение), «ч» ( чистой, меч), «р» ( ремесленник, ревнивый, родная речь) придает поэтическому рисунку жизнеутверждающий характер. Этому же служит использование повторов (« Тебе, живой, тебе, моей прекрасной…»), параллелизм синтаксических конструкций – употребление сравнительных оборотов, следующих друг за другом, многосоюзие (и), инверсии ( «жизнь моя», «рыцарь твой», «молится ремесленник ревнивый» ). Перифраз, использованный Набоковым в последних строчках не случаен: поэт называет себя «ремесленником» и «рыцарем», подчеркивая таким образом взаимосвязь творца и слова, с одной стороны, а с другой – его преклонение перед Родной Речью.
Лирический герой Набокова молится, обнажает самое сокровенное, поэтому его переживания противоречивы и эмоциональны. Страдания и вера, горе и надежда переполняют душу героя. Поэтический текст отражает это смятение чувств и мыслей: зрительные образы ( «морщины», «блестящие белки глаз», «трепетные пальцы», «жемчужины воска», «свечи», «звезды», «темно – голубая ночь»…) переплетаются с ассоциациями, рождающимися в душе героя ( «движенье ветра», «косноязычный сон», «невидимый полет», «на солнце меч», «волненье нивы»…). Метафорическая картина, созданная воображением поэта, дает возможность почувствовать возвышенность, сакральность языкового мира. Этому же способствуют многочисленные восклицания (их 4) и умолчания. Однако, несмотря на сложность чувств, передаваемых поэтическим текстом, все они включены в стройную ритмическую систему четырех семистиший, каждое из которых построено на чередовании четырехстопного и пятистопного ямба с преобладанием последнего. Это, с одной стороны, придает стихотворению плавность и напевность, а с другой – динамику.
Стихи отличаются смысловой наполненностью: те, которые написаны четырехстопным ямбом, подводят итог предыдущим словам, ставят своеобразную точку в высказываниях автора. Этому же служит и чередование перекрестной и кольцевой рифмовок, где каждая четвертая строчка становитсясвоеобразным центром строфы, включаясь в обе рифмующиеся системы.
Страница: 1 [ 2 ] 3