"Театр Мольера"
Страница: 1 2 3 4 [ 5 ]
сделал Скапена другим: если интересы молодых бездельников - хозяев естественны и понятны, если страхи и скупость стариков объяснима, то поведение Скапена, выручающего молодежь и дурачащего стариков, не обнаруживает никакой видимой цели. Источником его добрых поступков являлись то деньги, то сострадание к обделенной молодости, то любовь к интриги и обольщению.
У Мольера достаточно трудно найти в тексте цитаты, доказывающие эти версии. Очевидно, это не случайно. Во - первых, комедии Мольера отличаются каким - то скрытым смыслом: через образ шутов автор показывает реальную жизнь. Во - вторых, необходимо вспомнить о стилях в искусстве, к которым принадлежал Мольер. Барокко и классицизм. Принято считать, что великий комедиограф тяготел к классицизму, но, несомненно, он внес значительный вклад в разработку одной из возлюбленных тем барокко - в разработку темы театра. Стиль же барокко отличается очарованием сцены, достигаемым с помощью масок, т. е. чем - то скрытым.
Скапен - эмблема комедийного мира Мольера. Он - воплощение игрового принципа: здесь и мимикрия, и агон ( спор ), и алеа ( случай ),и иллинкс ( головокружение ). Вторгаясь в мир трезвый унылый, слуга вносит в него энергию игры. Он “ шалит“ не из баловства, а как бы проверяет на прочность все ценности мира. ОТ ЧЬЕГО ИМЕНИ ? От имени театра, созданного бессмертным комедиографом, всевидящим и всезнающим, от имени Игры, с ее интуицией.
Роль Скапена исполнял Мольер в 1671.
Сганарель - центральный персонаж комедий Мольера “ Летающий доктор “, “ Сганарель, или мнимый рогоносец “, “ Школа мужей “, “ Брак поневоле “, “ Дон Жуан или каменный гость “. Сганарель предстает в роле простака ( отца, опекуна, воспитателя, слуги ). Иногда он обнаруживает исключительно театральные способности и успешно решает проблемы других героев в ситуациях, где этого от него не ждут. В “ летающем докторе “ Сганарель - слуга Валера, влюбленного в Люсиль. Переодевшись в доктора он помогает свадьбе, умудряясь мгновенно менять костюмы доктора и слуги. Сганарель - торговец хворостом, муж Мартины, которая в отместку за побои объявляет, что он лекарь с причудами, которого надо побить, чтобы заставить лечить. Сганарель поражает всех потоками бессмысленных латинских фраз.
Часто Сганарель предстает обманутым стариком. В пьесе “Сганарель, или мнимый рогоносец “ он подозревает жену в измене. В “ Браке поневоле “ Сганарель просит совета, жениться или нет, хотя уже принял решение.
У Мольера все концовки произведений соответствуют идеалам классицизма того времени. Неуклюжие герои терпят бедствия из-за своей нерасторопности им приходится сочувствовать. Влюбленные побеждают препятствующих им стариков не столь благодаря преимуществу молодости, сколь для того, чтобы автор не нарушал правил литературы, принятых в то время.
Страница: 1 2 3 4 [ 5 ]