Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Каменный гость и Дон Хуан в интерпретации Мольера"

Мольер "Дон Жуан" - сочинение "Каменный гость и Дон Хуан в интерпретации Мольера"

Страница: [ 1 ]  2  

Сюжет взят из пьесы испанского писателя XVII ст. Тирсо де Молини «Севильский озорник, или Каменный гость» (1630), где впервые появился Дон Хуан (по-французски — Дон Жуан). Под именем, данным герою Мольером, он становится мировым литературным типом. Мольер значительно упрощает сюжет пьесы Тирсо де Молини. Основное внимание он уделяет столкновенью между Доном Жуаном и его слугой Сганарелем. Имя Дон Жуана стало прозаическим для определения развратника, который обольщает множество женщин и потом их бросает.

Эта черта Дон Жуана в комедии Мольера объясняется его принадлежностью к аристократии, которой все разрешено и которая ни за что не хочет ощущать свою ответственность. Дон Жуан — эгоист, но он не считает что это плохо, поскольку эгоизм целиком согласовывает с привилегированным положением аристократа в обществе. Портрет аристократа дополняется безбожием, полнейшим пренебрежением к религии.

Аристократическому вольнодумству Дон Жуана противопоставляется буржуазная благонамеренность Сганареля. На чьем же стороне Мольер? Ни на чьему. Если вольнодумство Дон Жуана вызывает симпатию, то это чувство исчезает, когда Дон Жуан прибегает к лицемерию на манер Тартюфа. Его неприятель Сганарель, который защищает мораль и религию, трусливый, лицемерный, превыше всего в мире любит деньги.

Поэтому в финале пьесы, которая тоже перерастает из комедии в трагикомедию, обоих героев ждет наказание, соразмерна их характерам: Дон Жуан проваливается в ад, завлеченный туда статуей убитого им Командора, а Сганарель думает о том, что хозяин, проваливаясь в ад, не рассчитался с ним. «Мое жалованье, мое жалованье!» — этими жалобными восклицаниями Сганареля заканчивается комедия.

В «Дон Жуане» Мольер больше, чем в других своих больших комедиях, отступает от правил классицизма. Характеры здесь не такие односторонние, а оценка их неоднозначная. Комическое объединяется с трагическим, триединство не сохраняются. Действие происходит то во дворце, то на берегу моря, то в лесу. Комедия написана прозой. Церковники сразу постигли, что Мольер неслучайно поручил в пьесе защищать религию такому ничтожеству, как Сганарелю. Комедия прошла 15 раз и была запрещена.Придуманная она была после смерти Мольера, а снова поставленная в Франции лишь в 1841 г.

В комедии «Мизантроп» («Le misanthrope», 1666) М. решил исследовать еще один недостаток — человеконенавистничество. Однако он не делает героя комедии — мизантропического Альцеста — отрицательным персонажем. Наоборот, он изображает чесного, прямого человека, который хочет сохранить в себе человеческое начало. Но общество, в котором живут герои, взыскивает ужасное впечатление, «повсеместно властвует мерзкая несправедливость». Лишь любовь к Селимени удерживает Альцеста в Париже. Но эта светская, распущенная барышня не достойная его чувств. Она совсем не собирается развестись с удовлетворениями и развлечениями парижской жизни ради Альцеста. Если в «Тартюфе» трагикомическое начало было прикрыто, предполагаемо счастливой развязкой, то в последних словах Альцеста, который бросает Париж, ощутимые даже не трагикомические, а трагедийные нотки.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz