"Лирика в поэзии В.В.Маяковского"
Страница: 1 [ 2 ] 3
аюсь, —
разве,
к те6е идя,
не иду домой я?!
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана, выверена,
проверена.
Пройду, любовищу мою волоча.
В какой ночи
бредовой,
недужной,
какими Голиафами я зачат —
такой большой
и такой ненужный?
В сущности, у поэта почти не было детства. Раннее взросление, увлечение марксистской философией, тюрьма... Но каждый настоящий поэт немного ребенок.
Страшное у меня горе.
Вероятно — лишусь сна,
Вы понимаете, вскоре
В РСФСР придет весна.
Да, Маяковский пытается подшучивать над своими чувствами. Но они все равно прорываются сквозь иронию:
Надо принять какие-то меры.
Ну, не знаю что, —
например:
выбрать день самый синий,
и чтоб на улицах улыбающиеся милиционеры
всем в этот день раздавали апельсины.
Если это дорого —
можно выбрать дешевле, проще.
Например: чтоб старики, безработные, не учащаяся детвора
в 12 часов ежедневно
собирались на Советской площади,
троекратно кричали 6:
ура! ура! ура!
От всего этого поэт с горечью отказывается. Он сам себя призывает в армию 6орцов за лучший мир, разменивает талант на дешевые агитки и масштабные политические поэмы. Вместо \"А вы ноктюрн сыграть мог– ли бы на флейте водосточных труб?..\" появляется: \"Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй\". Он говорит о своем выборе открыто:
Я, ассенизатор и водовоз
революцией мобилизованный и призванный,
ушел на фронт из барских садоводств
поэзии — бабы капризной.
И все же, как он ни \"смирял себя, становясь на горло собственной песни\", ручейками живой воды просачивается лирика истинных чувств в нарочито грубоватых стихах.
...Я слышу мой, мой собственный голос.
Мне лапы дырявит голоса нож.
Мой собственный голос — он молит, он просится:
— Владимир! Остановись! Не покинь!
Зачем ты тогда не позволил мне броситься!
С размаху сердце разбить о быки?
Семь лет я стою.
Я смотрю в эти воды,
к перилам прикручен канатами строк.
Семь лет с меня глаз эти воды не сводят.
Когда же,
когда ж избавления срок?
Я бегал от зова разинутых окон, любя убегал.
Пускай однобоко,
Пусть лишь стихом,
лишь шагами ночными —
строчишь,
и становятся души строчными,
и любишь стихом,
а в прозе немею.
Ну вот, не могу сказать,
не умею.
Но где любимая,
где моя милая.
где —
в песне! —
любви моей изменил я?
Здесь
каждый звук,
чтоб признаться,
чтоб кликнуть.
А только из песни — слово не выкинуть
И уже где-то в шаге от рокового конца Маяковский пишет:
Я не знаю, буду ли понят своей страной?
А не буду понят, ну что ж...
Над своей страной пройду стороной,
как проходит осенний дождь.
Выстрел еще не прозвучал, но в этом четверостишии уже чувствуется горькое дыхание смерти. Самое страшное разочарование для поэта — это разочарование в самом себе, в том, что, встав \"на горло собственной песни\", ты и самом деле эту песню задушил. Зачем? Во имя чего?
Ложных идеалов лживой партии и кровавых вождей?!
Поэт жив и поныне, поскольку живыего многочисленные сборники.
Страница: 1 [ 2 ] 3