" Развитие жанра исторического романа в итальянской литературе XIX века"
Страница: 1 [ 2 ] 3
Обручённых» Алессандро Мандзони. В тот же год были опубликованы и некоторые другие, менее ценные с литературной точки зрения, романы, в которых любовная линия переплеталась с историческими событиями или с идеями Рисорджименто.
Следует, однако, отметить, что с публикацией «Обручённых» жанр исторического романа трансформируется: фон повествования смещается с прошлого на современные исторические события (на которые итальянцы возлагали большие надежды), исчезает авантюрная линия, заменяемая повествованием, основанным на документальных данных. «оторымнцы ического романа трансформируется: фон повествования смещается с прошлого на современные исторические события (которымОбручённые» – это пример строгой реконструкции исторических событий, в которой даже вымышленные персонажи кажутся реальными и вносят значительный вклад в процесс воссоздания событий XVII века. В историческом аспекте Мандзони следует примеру Вальтера Скотта, беря в качестве фона повествования прошедшую эпоху, но решительно его превосходит в плане сложности характеров персонажей и тонкости переплетения истории с вымыслом.
Новаторством Мандзони является статус его главных героев: это не власть имущие, а наоборот, «униженные и оскорблённые», простые люди, которым дают право голоса. И если в повествовании появляется высшее сословие, то лишь затем, чтобы продвигать исторический пласт романа. Действительными же главными героями являются исключительно простые люди.
Мандзони стал новатором и в языке: языком его романа стал флорентийский диалект, поскольку писатель считал, что литература не является элитарым искусством, созданным для развлечения рафинированного общества.
Он, как и все итальянские романтики, был склонен к литературе утилитарного и дидактического характера и потому считал, что произведение искусства должно быть понятно простому народу, широкому кругу читателей.
В дальнейшем романы писались уже по одному из двух шаблонов:
скоттовскому – реконструкция событий Среневековья, наличие авантюрной линии, дуэлей и убийств;
мандзонианскому – выдвижение в качестве главных героев людей низшего сословия, максимальное приближение языка и стиля повествования к разговорному, сознательное стремление обратить внимание соотечественников на такие ценности, как родина, свобода, национальное единство, моральный долг.
По мере укрепления идей Рисорджименто в среде писателей начинается постепенное отступление от скоттовского типа исторического романа. Мандзони в своём очерке «Об историческом романе» (1845 год) объявил о несостоятельности этой его разновидности ввиду невозможности служения насущным проблемам (то есть, задачам Рисорджименто) и потому его несостоятельности.
Именно в этом ключе и написано лучшее произведение Ипполото Ньево «Исповедь итальянца», знаменующее собой трансформацию собственно исторического романа в роман о современной истории с автобиографическим элементом, современным вариантом языка и психологическими портретами персонажей.
Вехой в развитии исторического романа является роман Уго Фосколо «Последние письма Якопо Ортиса», в котором исторические события XIX века переплетаются с судьбой главного героя.
Страница: 1 [ 2 ] 3