"Образец торжественной оды в России XVIII веке"
Страница: 1 2 [ 3 ]
х Ломоносова, - не сам Ломоносов; его образ лишен индивидуальных человеческих черт. Это как бы дух поэзии, дух государства и народа, выразивший себя в стихах. В авторскую речь вводятся типично ораторские приемы - вопросы, восклицания. Характер патетически-взволнованной речи придают оде многочисленные обращения автора к лире, к музам, к наукам, к российским \"Невтонам\" и \"Платонам\".
Важное место отводится всевозможным \"украшениям\": олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам. \"Украшение… - писал Ломоносов в \"Риторике\", - состоит в чистоте штиля… в великолепии и силе оного\". Тропы Ломоносова отличаются праздничным, ликующим характером. С помощью олицетворений неодушевленные явления и отвлеченные понятия становятся участниками большого торжества, на которое поэт приглашает своих читателей. Вспоминая о царствовании Петра I, Ломоносов пишет:
Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки…
Нева дивится зданиям, построенным на ее недавно пустынных берегах:
Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?
Поэт использует мифологические образы. Олицетворением военных успехов Петра I становится Марс, побежденной морской стихии - Нептун.
Ломоносов считает достоинствами поэтической речи \"важность\", \"великолепие\", \"возвышение\", \"стремление\", \"силу\", \"изобилие\" и т.п. Он использует славянизмы, библеизмы, высокую лексику, поддерживая тем самым общую атмосферу торжественного стиля
В большинстве случаев ода состояла из строф с повторяющейся рифмовкой, но десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым, закрепилась в русской поэзии. Преобразователь нашего стихосложения - М. В. Ломоносов - первым достиг вершин поэтического искусства. Своей выдающейся одой \"На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года\" он вписал еще одну яркую страницу в историю мировой лирики.
Торжественные оды в России XVIII в. писали В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Г. Р. Державин, коренным образом переработавший этот жанр. Но классическими стали оды Ломоносова, на которые ориентировались в дальнейшем русские поэты.
Страница: 1 2 [ 3 ]