"Национальный характер в рассказах Лескова"
Страница: 1 [ 2 ] 3
е, не верит мценская леди в Бога. Поэзия религиозной веры вознесла Катерину Островского на высоту национальной трагедии, поэтому ее необразованность, темнота, неразвитость интеллектуальной мысли не ощущается нами как недостаток. Лесков в своем рассказе цитирует слова из Библии: “Прокляни день своего рождения и умри”, а затем возглашает безнадежный то ли приговор, то ли диагноз русскому человеку: “Кто не хочет вслушаться в эти слова, кого мысль о смерти и в этом печальном изложении не льстит, а пугает, тому надо стараться заглушить эти воющие голоса чем-нибудь еще более их безобразным. Это прекрасно понимает простой человек: он спускает на волю свою звериную простоту, начинает глупить, издеваться над собой, над людьми, над чувством. Не особенно нежный и без того, он становится зол сугубо”. Этот отрывок — единственный в рассказе, где автор открыто говорит от себя.
Современная автору революционно-демократическая критика, с упованием и умилением смотревшая на простого человека, звавшая к топору Россию, не пожелала заметить Лескова, напечатавшего свой рассказ в журнале “Эпоха”. Рассказ получил беспрецедентно широкую популярность уже у советских читателей. Он стал наряду с “Левшой” наиболее часто издаваемым произведением писателя. У Пушкина есть строки: “Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман”, то есть поэтический вымысел. Так и две Катерины двух русских классиков. Сила поэтического вымысла действует на душу освежающе и ободряюще. Лесков же ищет низкую истину во глубине души русской простолюдинки, возвышая ее. В обоих случаях причиной была любовь. Всего лишь любовь.
Рассказ Лескова поучительный, он заставляет нас задуматься прежде всего о себе: кто же мы такие, какие мы и почему мы такие? Как сказал один из персонажей Островского, “что вы за нация такая?”.
Неустанные поиски добра, раскрытия русской души с неизбежностью привели Лескова к знаменитому циклу рассказов о праведниках. Он так и называется “Праведники”. Цикл складывался постепенно. В предисловии к сборнику Лесков рассказывал о том, как им овладело лютое беспокойство, вызванное словами писателя Писемского, объявившего, что он во всех соотечественниках видит лишь одни гадости и мерзости. С точки зрения Лескова, это глубоко несправедливое мнение, отчаянный и гнетущий пессимизм. Жгучая потребность и побудила Лескова искать праведников. Расспросы и розыски привели к открытию просто хороших людей. Рассказы о таких людях и предложил Лесков читателю. В основу “Праведников” легли рассказы “Пигмей”, “Однодум”, “Кадетский монастырь”. Герои этих рассказов “маленькие люди”, ничем не примечательные. Праведники Лескова не могут “о своей душе думать, когда есть кто-нибудь, кому надо помочь”. В них Лесков показал величие русской души, ее простоту и сложность, ее особенную, неразгаданную тайну.
Николай Семенович Лесков — самобытный русский писатель, популярность которого растет год от года. Чем больше и чаще возникает разговор о загадочной русской душе, тем охотнее вспоминают Лескова, его рассказы.
Страница: 1 [ 2 ] 3