"Сказочные образы в баснях Крылова"
Страница: 1 [ 2 ]
с ними. Звери и предметы становятся призмой для восприятия текста басен Крылова. В баснях есть образы, созданные самим Иваном Андреевичем. Такова вертлявая («Зеркало и Обезьяна») и любопытная («Мартышка и Очки») мартышка, язвительная змея («Клеветник и Змея»), огромный слон («Слон и Моська»). Они создавались баснописцем по схеме сказочных персонажей, для чего выделялись наиболее характерные черточки, как в поведении, так и в образном восприятии. Эти новые звери-архетипы, созданные по образу и подобию сказочных героев и получили в дальнейшем новую жизнь в народе.
Немалую роль в создание сказочности образов сыграл и сам образ баснописца. Мы привыкли называть Крылова дедушкой. А кто в раннем детстве рассказывает нам сказки? Как правило, бабушки и дедушки. Этот ореол доброго сказочника также создается вокруг Крылова. Иван Андреевич пишет свои басни в поздний период творчества, когда уже позади журнальная полемика и драматургические опыты. Уставший от бурной жизни, он «опускается», как говорят современники, и становится чудным и непритязательным сказочником. Новых героев (людей, предметы, вещи), которые появляются в его баснях, он старается наделить качественными характеристиками, выделив доминирующую черту и гиперболизировав ее. Например, в путешествии Котла и Горшка из одноименной басни: «...но о том я точно известился, / Что цел домой Котел с дороги воротился, / А от Горшка остались черепки» («Котел и Горшок»),
И образы, созданные Крыловым, и персонажи из сказок имеют еще одно волшебное свойство: поучают не обременяя. Казусные ситуации, в которые попадают звери, ненавязчиво предлагают читателю какой-то выход. Однако и он иногда имеет двойственную интерпретацию в зависимости от того, кто читает произведение. Например, в басне «Стрекоза и Муравей»: дети жалеют стрекозу и ругают жестокого муравья, а взрослые осуждают легкомысленность стрекозы и понимают ответ трудолюбивого муравья. Подобная двойственность, созданная специально пли случайно, помогает потом относиться неоднозначно к любой жизненной ситуации. Это учит человека всегда и во всем находить изнанку предмета.
Также в сказках, как правило, отрицательные персонажи попадают впросак или наказываются. В баснях же, если они и оказываются в неудобном положении, то, в основном, высмеиваются. Например, в басне «Лебедь, Щука и Рак» товарищи так и не нашли согласия. Ведь добродушный смех помогает быстрее понять: кто прав, а кто виноват. Да и в баснях Крылова редко встречаются отрицательные персонажи. Просто есть два противоположных характера, а истина так
и остается посередине.
Сказочные образы, заимствованные Крыловым и созданные им самим, понятны во все времена широкому кругу читателей. Из родного языка, народных сказок, пословиц и поговорок черпал баснописец своих сказочных персонажей.
Страница: 1 [ 2 ]