"Новый взгляд на басни Крылова"
Страница: 1 [ 2 ] 3
казалось бы, одна басня, а сколько интерпретаций она имеет. Возможно, в пей заложен еще и какой-нибудь писательский замысел, но со временем он утратился, и мы уже не улавливаем этой ниточки в произведении.
Разумеется, «Стрекоза и Муравей» далеко не единственная басня, вызывающая как сходные, так и полярные, на первый взгляд, интерпретации басенного наследия Крылова. Еще одна не менее интересная басня «Бочка». Попробуем посмотреть и на нее с различных позиций.
Первая заключается в том, что человек правильно поступил, одолжив пусть и Не хорошему другу, а приятелю бочку. Зачем жадничать, когда у тебя есть возможность помочь другому человеку. Обидно, конечно, что хозяин бочки потом не мог ей воспользоваться из-за винного духа, сохранившегося в бочке. Но раз он какое-то время ей не пользовался, сможет и дальше прожить без нее.
А вот и другой взгляд. Читатель сочувствует хозяину бочки и негодует на того, кто испортил вещь. Один приятель помог другому в трудную минуту, выручил. А ему хоть и вернули в целости то, что взяли, но пользоваться ей нельзя:
Но чем ту Бочку ни нальет,
А винный дух все вон нейдет,
И с Бочкой наконец он принужден расстаться.
И невольно задумаешься после такой басни: стоит ли давать другим свои вещи, В вдруг испортят. И как реагировать человеку, когда в ответ на доброе дело он сталкивается с неблагодарностью и безразличием к нему со стороны того, кому была оказана помощь.
В этой небольшой по объему басне можно найти и третий вариант толкования смысла, если обратимся к морали. Здесь говорится о том, что, раз напитавшись вредным учением, будешь использовать его во всех своих делах. Акцент в морали ставится не на дружеские отношения, а на объект — бочку. Она впитывает то, что в нее кладут, и сама не в состоянии от этого избавиться. Помощь же людей положительного результата также не дает.
Посмотрим еще одну басню — «Осел и Соловей». Однако здесь взгляд на произведение будет зависеть от уровня образованности читателя. Обратимся к обыкновенному, так сказать, неподготовленному читателю. В басне Соловей завораживает всех своим пением, и все им любуются. Осел оценить его искусство оказывается не в состоянии и сравнивает его с Петухом. Он тоже мастер петь в своем жанре, но вряд ли подойдет в качестве учителя Соловью.
Подготовленный же читатель, который знает немного и о самих баснях, может по-другому прочитать эту басню. В исследовательской литературе указывается, что Соловей олицетворяет самого Ивана Андреевича Крылова. В узком кругу литераторов он имел такое прозвище. Поэтому невольно ставишь акценты на другие моменты в басне, а именно как описывается баснописцем Соловей:
Защелкал, засвистал.
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно онослабевал
И томист вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Эти строчки можно соотнести с многогранным талантом Крылова, который обращался к различным текстам: как журнальным, так и драматическим. А вот мораль на этот раз объединяет оба толкования: «Избави бог и нас от этаких судей», — резюмирует Крылов.
Страница: 1 [ 2 ] 3