"Форма выражения авторской позиции в творчестве Михаила Зощенко"
Страница: 1 2 [ 3 ]
мическая дисгармония языка объединяет все эти направления, заставляя воспринимать произведение как единое целое. Это скрепляет и образ, и образ рассказчика, соединяя его многочисленные ипостаси пусть в непривлекательное, но одно лицо.
В большинстве случаев языковые казусы в речи рассказчика скрыты формальной правильностью высказывания. Чем правильнее кажется на первый взгляд построение фразы, тем сомнительнее её словесный материал: \"Тут, спасибо, наша уборщица Ксюша женский вопрос на рассмотрение вносит.
— Раз, говорит, такое международное положение и вообще труба. То, говорит, можно для примеру, уборную не отапливать. Чего зря поленья перегонять? Не в гостиной!\" (\"Режим экономии\")
Кроме смысловых расхождений обращает на себя внимание удивительная способность автора ставить точку, подводить своеобразный словесный итог написанному. Сказав, что в целях экономии можно не отапливать уборную, автор вроде бы завершил эту странную мысль, поставил смысловую точку. Тем не менее он добавляет: \"Чего там зря поленья перегонять?\" Да ещё и конкретизирует: \"Не в гостиной!\". Зощенко как бы дозирует информацию, с каждым разом предлагая всё больше курьёзного и смешного. Нагнетание бессмыслицы идёт по витку, по нарастающей, пока не достигает полного абсурда.
Странности в поведении героя и его малограмотный мещанский жаргон вызывает у автора усмешку. Зона этой иронии выходит далеко за пределы поведения героев. Она охватывает многие, прямо не изображенные обстоятельства их жизни. Зощенко иронизирует над некоторыми установленными обычаями нового времени, новой эпохи.
Личное в человеке не только отодвинуто на второй план общегосударственным, последнее почти выдавило из его духовного мира ощущение суверенности своего \"Я\".
В изображении Зощенко мир предстаёт невероятно примитивным и эгоистичным — управляющие в нём законы во многом абсурдны. Зощенко страдает от этого абсурда. Но особенность его художественного таланта состоит в том, что где-то в глубине него таится гуманистическая надежда, что всё в мире переменится.
Библиографический список
Белая Г. Экзистенциальная проблематика творчества М. Зощенко // Литературное обозрение, - 1995.- № 1.
Даев В. Коммунальные Зощинки // Наш современник, - 1995.-№ 10.
Куляпин А. Замаскирован смехом // Звезда- 1995. - №8.
Молдавский Д. М. Михаил Зощенко - Л.: Советский писатель - 1977.
Попова Н. Эффект отстранённость и сострадания: сатирическая новелистика М. Зощенко // Литературное обозрение, - 1995. - № 1
Сарнов Б. Свифт, принятый за Аверченко // Литературная газета, - 1996. - № 12.
Страница: 1 2 [ 3 ]