"Незнакомый Зощенко"
Страница: 1 [ 2 ] 3
ероя со своей возлюбленной.
Свои чувства, свое желание поделиться мыслями о возникшем новом чувстве автор, не выражает напрямую, а как бы обволакивает красотой литературных одежд.
Когда я читала письма Зощенко, у меня возникло ощущение, что подобное я уже читала. Я взяла томик Блока, открыла «Незнакомку»:
И каждый вечер в час назначенный,
Иль это только снится мне,
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне…
Наступила осень. Любовная переписка продолжается. Мне особенно запомнилось письмо с длинным поэтическим названием: «Пришла тоска — моя владычица, моя седая госпожа…». Лирический герой открыл в себе новое чувство, как пишет Зощенко, «придумал». «Вместе с осенью пришло что-то новое… какая-то тревога, может быть, печаль… И капли дождя, вот что бьют по стеклу, похожие на Ваши слезы».
Это очень похоже на тургеневские стихотворения в прозе. Удивителен Зощенко, просто не верится, что это тот самый сатирик, тот юморист и он же проникновенный лирик. Интересна еще одна маленькая деталь. В письмах нет обращений, какими мы обычно пользуемся в эпистолярном жанре, «Мне почему-то странно Вам сказать: «Принцесса, но я говорю — Сегодня. — Я чуточку сентиментален»-.
Не оставили меня равнодушной и два небольших рассказа, которые как бы продолжают тему любви, начатую Зощенко в личных письмах.
Рассказы емки по содержанию, имеют незамысловатые сюжеты. В первом, которые носит название «Муж», описывается довольно-таки банальная жизненная ситуация. Он, муж, безгранично любит жену. «И его любовь для него самого — целый «таинственный мирок, целая сказка». А она уверенно чувствует его любовь и, можно сказать, пользуется ею.
«Она — царица, а он — раб, вымаливающий один поцелуй». Зощенко восклицает: «О, это было огромное утешение в ее жизни! Тогда можно даже не любить. И она не любила». Автор несколькими штрихами описывает, как герои отмечают годовщины своей любви. И вот однажды героиня начинает чувствовать «какую-то странность, какую-то борьбу — в один из вечеров она ясно поняла, что любит», любит по-настоящему, Что это уже не игра, что она не стыдясь сможет без смущения целовать его руки.
Но муж не пришел. Вот так лаконично, коротко, четко и ясно заканчивает рассказ Зощенко. Здесь нет зощенковского смеха, к которому мы привыкли. Но есть не менее знаменитая зощенковская грусть, грустная ирония.
Второй рассказ чуть больше первого по объему. Здесь большие диалоги, есть уже конкретные имена — Ирина и Борис. И есть парадоксальный вывод автора — часто мужчины слабы, безвольны, боятся принять важное решение или просто протянуть любимой женщине руку. Рассказ трудно пересказать, как вообще трудно пересказать то, что написано Зощенко—лириком. Я рада, что познакомилась с этими маленькими литературными шедеврами. Хочется, чтобы их смогли прочитать многие и многие, особенно те, кто стоит на пороге юности, любви. Быть может, кому-то они помогут разобраться в своих чувствах, а музыка слов зощенковских лирических рассказов наполнит наш жестокий, страшно безнравственный мир капельками доброты, любви, нежности.
Страница: 1 [ 2 ] 3