"Краткий пересказ романов Анны Зегерс"
Страница: 1 [ 2 ]
посвященной первым столкновениям рабочего класса с фашизмом.
В «Седьмом кресте» показано тягчайшее из поражений, пережитых антифашистскими силами: Германия во власти гитлеризма. Простые люди, герои романов «Оцененная голова» и «Спасение», изображены здесь в новый, позорный и тяжкий период немецкой истории, сменившей годы острой политической борьбы, годы кризиса и исканий. В роман вошли образы людей, в которых лучшие силы народа, нередко еще не успев пробудиться, были забиты, подавлены страхом и порожденной им апатией. И все же Зегерс создала оптимистическую книгу, проникнутую идеей бессмертия народа, убеждением в неотвратимости краха гитлеризма.
Роман открывает картина лагеря Вестгофен, исполненная символического смысла. Лагерь, как и вся Германия, погружен во мрак реакции, в густой туман, в осенний холод. Льет проливной дождь, застилающий робкие проблески света. В лагерных печах горят платаны, на которых были распяты пойманные беглецы. Горит и седьмой платан, «седьмой крест», срубленный позже других, так и оставшийся пустым. И мысль о седьмом беглеце, ушедшем от палачей, согревает сердца заключенных, умножает их веру в силу идей коммунизма и пролетарской солидарности, в «единственную силу, способную вдруг вырасти безмерно и бесконечно». Та же картина завершает роман. Таково многозначительное обрамление книги. Седьмой крест становится символом непобедимости антифашистских сил, символом бессмертия народа. Анна Зегерс вновь и вновь обращается к этому образу, делая его лейтмотивом произведения.
О бессмертии народа, о непрочности, временности гитлеровского режима говорит и исторический экскурс, введенный в первую главу романа. Зегерс бросает взгляд в глубь веков, в далекие эпохи античности и средневековья, когда по немецкой земле проходили кельты и римляне, когда там стояли лагерем легионы, смешивались север и юг, восток и запад, — «точно мыльные пузыри, возникали царства, возникали и почти сейчас же лопались».
Писательница ставит царство гитлеризма в один ряд с этими варварскими царствами, обреченными историей,— сопоставление, характерное для немецкой антифашистской литературы 20-х гг. Подобные аналогии лежали в основе исторических романов Фейхтвангера, дилогии Генриха Манна о Генрихе IV.
Страница: 1 [ 2 ]