"Природа и человек в романтической лирике В.А. Жуковского."
Страница: 1 [ 2 ]
м, порывом к идеалу. В этом плане показательна знаменитая элегия «Море». В ней изображена морская стихия в разных состояниях: и в каждом из них есть соответствие человеческим переживаниям. Жуковский одухотворяет море. Он «дышит», способно «любить» и даже «наполнено» «тревожной думой». Как в душе человека, в «душе» моря скрыта глубокая тайна, которую поэт желал бы разгадать:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
И вот, наконец, часть загадочного приоткрывается:
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?
Море – особый мир. Он находится между небом и землей. Море не может вырваться из земных оков, но его так манит небо, и Море стремится к нему, никогда его не достигая. Земля для него – рабство, а небеса – свобода. Так же и человек от земных проблем тянется в небесную безбрежность, к идеалу, к Богу. Море полно «сладостной жизни», оно счастливо, когда небо открыто его «взору». Ему передается чистота небесного блаженства: «Ты чисто в присутствии чистом его». Так и человек, глубоко верящий в Бога, остается чистым душой. Но едва темные тучи закроют ясное небо, море охватывает тревога, оно утрачивает покой и «терзает» «враждебную мглу». Так и у человека, потерявшего веру в Бога, исчезает свет из души. Таким образом, взаимоотношения человека и природы в элегии раскрыты в философско-религиозном аспекте.
Человек у Жуковского предельно слит с природой, он неотделим от нее, растворен в ней. И человек и природа не могут существовать, жить, дышать без идеала. Иначе они лишатся смысла и цели, вложенных в них Творцом. Человек, по Жуковскому, обречен на вечное беспокойство, на вечную тревогу. Он переживает за то, что исчезнувшее в тучах небо сделает его жизнь бессмысленной, «потопит» ее в темноте, подобно тому, как ночная мгла покроет землю, оставив ее без солнца.
Природа в стихах поэта – зеркало человеческой души, переживаний лирического героя, как бы перенесенных в пейзаж. Явления природы воссозданы поэтом в тончайших оттенках и причудливых изменениях. Однако это не просто описание природного пейзажа, это – «пейзаж души».
Страница: 1 [ 2 ]