Есенин "Хулиган" - сочинение "ИСПОВЕДЬ «ХУЛИГАНА» С. ЕСЕНИНА"
Страница: [ 1 ] 2 3Чего же хорошего?
Полный развал!
Шумит,
как Есенин в участке.
В. Маяковский
В свое время у каждого художника — и у худож¬ника слова — была своя репутация. Пушкин — по¬веса, Эдгар По — пьяница, Бродский — тунеядец. Не избежал подобной участи и Есенин. Слава «хули¬гана и скандалиста» прочно закрепилась за ним — причем закрепилась в письменной форме: тому сви-детельством и приведенные выше строчки, и стихи самого Есенина. А, как известно, что написано пе¬ром... Так и остался жить в литературе этот образ. И для многих Есенин поэтом «Москвы кабацкой», «московским озорным гулякой» был и будет всегда. Попытаемся же проанализировать этот образ, про¬следить истоки его зарождения, его развитие, его ко¬нец.
В русском литературоведении существует давняя традиция личные трагедии героев и их авторов считать отражением более широких социальных конфликтов: Онегин застрелил своего друга, потому что был «лиш¬ним» человеком в своем обществе, а Джек Лондон по¬кончил жизнь самоубийством, сломленный враждебной художнику капиталистической действительностью. Та¬кой подход в целом не плох и продуктивен, и при раскрытии причин есенинского ухода в «хулиганы» пред¬ставляется вполне логичным.
Первое «хулиганское» стихотворение поэта, кото¬рое, кстати, так и называется — «Хулиган», — отно¬сится к послереволюционному периоду и датируется 1919 годом. До этого были восторженные, полные ожи¬дания «чудесной гостьи» — революции — стихи. В них поэт воспевал грядущие перемены в жизни страны и райский край Инонию, в котором все по-иному, луч¬ше, чище, добрее. Край этот удивительным образом похож на родную деревню автора, преображенную и идеализированную. Но мечтам поэта не суждено бы¬ло сбыться.
Грянула война, а за ней — индустриализация всей страны, и от «мужицкого рая» пришлось отказаться. У Есенина не остается «любви ни к городу, ни к дерев-не».
И соломой пропахший мужик
Захлебнулся лихой самогонкой.
Отныне герой поэзии Есенина — «московский озорной гуляка». Он нарочно идет нечесаный, вы¬зывая брань и осуждение со стороны прохожих, но¬чами читает стихи проституткам и пьет спирт, по¬хабничает и скандалит. Его судьба — «умереть в ка¬бацкой пьяной драке» на изогнутых московских улицах. В есенинских стихах мы видим Москву «ка¬бацкую», разгульную, пьяную. Этот город его захва¬тил, одурманил. С болью думает герой о своей преж¬ней жизни:
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.
И всего трепетней и пронзительней его воспомина¬ния именно тогда, когда вслед ему доносится чужая брань — оттого, быть может, он и любит свою скан-дальную славу. Ведь в глубине души он все такой же деревенский парень с васильковыми глазами и рани¬мым сердцем. Его душа в крови от ударов ближних, как когда-то в детстве было в крови лицо. Он «нежно болен вспоминаньем детства» и сожалением о былой свежести и «половодье чувств». Эта память о прежней жизни в родном краю проявляется в характере образов его поэтических размышлений. Герой — такой же ху¬лиган, как и дождь, как ветер; разгульная тоска точит его глаза, словно синие листья червь.
Страница: [ 1 ] 2 3