Драйзер "Американская трагедия" - сочинение "Клайд Гриффитс"
КЛАЙД ГРИФФИТС (англ. Clyde Griffiths) — герой романа «Американская трагедия» (1925) Т.Драйзера, в котором, как и во всех крупнейших произведениях писателя, поставлена проблема гибели развращенной американским обществом личности. 1920-е годы — эпоха процветания США. В обществе равных возможностей неприлично было говорить о бедности. Трагедия, подобная той, которую описал в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевский, казалась немыслимой в благополучной Америке. Драйзер опроверг это мнение. И его роман назвали американским «Преступлением и наказанием». В центре повествования судьба сына уличных проповедников, которые, пытаясь спасти чужие души, не могут спасти своих детей от голода и мирских соблазнов. Едва К.Г. становится посыльным в отеле, как деньги начинают свое разрушительное воздействие на душу мальчика. Беспомощность родителей внушает ему лишь стыд и раздражение. В силу обстоятельств оказавшись в городе, где живет его богатый дядя, владелец фабрики, К.Г. начинает свой «путь наверх». Не желая особенно возиться с бедным родственником, Сэ-мюэль Гриффите устраивает племянника на свою фабрику. С одной стороны К.Г. видит тяжелый труд и беспросветную бедность, с другой — праздность и богатство. Бедность его не устраивает, к богатству его не подпускают. Страдая от унижения и одиночества, Клайд обращает внимание на красивую работницу, к которой испытывает вполне искреннее чувство, пока соблазн стать членом богатого семейства не смутил его душу. Понимая, что беременная любовница, к тому же воспитанная в твердых правилах, не даст ему свободу, Клайд решает ее убить. В отчаянии от того, что она мешает ему добиться успеха, о котором в «стране равных возможностей» не грезит разве что юродивый, юноша идет на преступление. Драйзер поставил точный диагноз болезни, подтачивающей здоровье американцев. Его герои не плохие и не хорошие одновременно. Таковы Керри, Каупервуд, а также и К.Г. Как бы ни был велик соблазн легкой и «красивой» жизни, как бы ни был велик его ужас перед бедностью, он не становится хладнокровным негодяем. И тем страшнее его трагедия, потому что это трагедия «обыкновенного американца», или, как принято писать в нашем литературоведении, «маленького человека», который не в силах сопротивляться окружающей его действительности. Подобно Раскалъникову, проверяя себя «на тлю» или «на Наполеона», К.Г, так же как Раскольников, приходит к христианскому раскаянию. Правда, перед исполнением смертного приговора и не столь явно, но и добрых ангелов на его трудном пути через судебный процесс к смерти рядом с ним не оказалось.