Данте "Божественная Комедия" - сочинение "Взгляд Данте на человека на примере «Божественной комедии»"
Страница: [ 1 ] 2 3Начиная с XIII века в западноевропейских странах в полный голос заявляет о себе новая система мышления и видения мира. Вплоть до XVII века здесь царствует Ренессанс, яркой чертой которого был антропоцентризм.
Человек традиционно был важным объектом философского анализа и не единожды в истории философии становился центральным, связующим звеном в системе универсума. В период средневековья считалось, что человек находится на верхнем уровне в иерархии живых существ, которые сотворил Бог, но он не является самодостаточным, а имеет значение только в своем отношении к Богу. Гуманистическую философию Возрождения интересует, в первую очередь, земное предназначение человека. На смену классическому идеалу человека средневековья — монаху-аскету или воину-рыцарю — приходит новый идеал — яркой, сильной личности, которая стремится достичь счастья не земле, развивая и утверждая творческие способности своей активной натуры.
Истоки гуманистической культуры Возрождения наметились в творчестве великого итальянца Данте Алигьери. В своих философских трактатах и «Божественной комедии» он обосновал положение о том, что человек является своеобразным звеном между, тленным и нетленным миром. Дуалистическая природа человека — его смертная и бессмертная сущности — определяет и дуализм его предназначения: «он единственный из существ определяется двумя конечными целями». Эти две конечные цели человеческого существования — два вида блаженства: первое блаженство можно достичь в земной жизни благодаря «собственным достоинствам», а второе возможно только после смерти (это блаженство «вечной жизни», которое заключается в созерцании божественного образа).
Данте считал, что свобода человеческой деятельности является обязательным условием не только посмертного воздаяния, но и моральной оценки человека. Используя данную ему свыше свободу, человек способен выполнить свое земное предназначение. Данте был уверен в том, что благородство личности не зависит ни от знатности, ни от богатства. Только активная деятельность может возвысить природное, человеческое до уровня божественного.
Жадность и стяжательство во все времена вызывали ненависть, вражду и войны. Согласно Данте, еще Аристотель в «Политике» говорил о том, что в «испорченном обществе порядочный человек делается скверным гражданином, в то время как в праведном обществе честный человек и хороший гражданин — одно понятие».
В «Божественной комедии» перед нами представлена драматическая история гибели (Ад), перерождения (Чистилище) и возрождения (Рай) человеческой души. Данте стремится провести читателя через страдания и искупление грехов к познанию высшей истины, помочь ему, отринув внутренний разлад, познать истинный смысл своего бытия. Поэт писал: «Предмет поэмы — человек, который силой своей воли по заслугам получает справедливое возмездие или расплату».
Одиссея Данте начинается вечером в Страстную пятницу и завершается в Страстную субботу. Целые сутки проводят Данте и его верный спутник Вергилий в царстве вечных мучений и страданий.
Страница: [ 1 ] 2 3