"Виктор Гюго (1802-1885)"
Страница: 1 [ 2 ] 3
молодежь, которая окружала писателя. Как бы не изменялись взгляды и симпатии Гюго на протяжении его жизни, он никогда не предавал себя, оставаясь защитником бедняков и угнетенных. Он принадлежал к либеральному направлению романтизма, который получил в Франции широкое и могущественное развитие (Р.Шатобриан, Ж.Санд и др.). Методом романтизма написаны такие произведения Гюго, как драмы “Марион Делорм”, “Эрнаки”, “Король забавляется”, “Мария Тюдор”, “Рюи Блаз”, романы “Собор Парижской богоматери”, “Обездоленные”, “Труженики моря”, “Человек, который смеется”, “Девяносто третий год”.
Роман “Собор Парижской богоматери” (1831) создавался в условиях подъема движения народных масс под влиянием революции 1830 года. Эпоха французского средневековья, к которой обратился Гюго в своем произведении, напоминала бушующими антифеодальными выступлениями простонародья современные ему события. В романе изображен Париж XV столетия. Шумливой толпой проходят перед читателем представители разнообразных слоев общества — от нищих до короля Людовика. Правдиво описана французская столица и ее жители, площади и дворцы, трущоба и окраины. Тем не менее, Гюго, как романтик, выискивает в прошлому не столько реальные факты и реальных людей, сколько материал, который поражает воображение необычностью сюжетных ситуаций, оригинальностью характеров. Главные герои романа – Эсмеральда, юная уличная танцовщица, и Квазимодо, несчастный, всеми пренебреженный урод, звонарь собора.
Архидьякон собора Клод Фролло воплощает в себе самые худшие человеческие недостатки. Он воспылал к Эсмеральде эгоистическим плотским чувством и совершает подлость: отдает в руки палачей ни в чем не повинную девушку. Суровый фанатик, он посвятил себя изучению науки, – но средневековые науки были тесно связаны с мистикой и суеверием. Человек незаурядного ума, Фролло скоро ощутил бессилие этой премудрости, но религиозные предрассудки не разрешали ему выйти за ее границы. Он ощущал ужас «служителя алтаря» перед любым нововведением, особенно книгопечатаньем. Клод Фролло фальшиво подавлял в себе человеческие желания, но не мог побороть соблазна, который вызвала у него девушка-цыганка. Он стал диким, жестоким, циничным в своей страсти к Эсмеральде. Рядом с образом Клода Фролло художественно правдиво воспроизведен образ капитана Феба де Шатопера, красавца-офицера, которого полюбила Эсмеральда. Красивая внешность и мундир прикрывали пустоту, легкомысленность и внутреннее ничтожество этого молодого дворянина.
Показывая важные черты эпохи, В.Гюго вместе с тем не всегда придерживался достоверности в изображении прошлого. В центре романа – образ Эсмеральды. Она – воплощение душевной красоты и гуманности. Это романтический образ, искусственно привнесенный автором в обстановку XV столетия. В. Гюго немного упрощенно воображал, что в мире постоянно идет борьба между добром и злом, и создавал свои положительные образы, не сознавая, как могли сформироваться эти положительные характеры в конкретных условиях жизни. Гюго-романтик с особой любовью подчеркивает все яркое, красивое, контрастное.
Страница: 1 [ 2 ] 3