"Виктор Гюго"
Страница: 1 [ 2 ] 3
о
мысль есть основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия, и в этой
мысли Виктор Гюго, как художник, был чуть ли не первым провозвестником. Это
мысль христианская и высоконравственная; формула ее - восстановление погибшего
человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и
общественных предрассудков. Это мысль - оправдание униженных и всеми отринутых
парий общества. Конечно, аллегория немыслима в таком художественном
произведении, как, например, \"Собор Парижской Богоматери\". Но кому не придет в
голову, что Квазимодо есть олицетворение пригнетенного и презираемого
средневекового народа французского, глухого и обезображенного, одаренного только
страшной физической силой, но в котором просыпается, наконец, любовь и жажда
справедливости, а вместе с ними и сознание своей правды и еще непочатых,
бесконечных сил своих\".
В 1862 году Гюго закончил свой роман \"Отверженные\". Достоевский оценил его даже
выше своего романа \"Преступление и наказание\". Гюго писал его тридцать лет. Он
придавал этому роману очень большое значение, считая, что книги, подобные
\"Отверженным\", способны переустроить общество.
Этот захватывающий, приключенческий роман в основе своей содержит социальные
проблемы. Бывший каторжник Жан Вальжан, осужденный на двадцать лет за кражу
хлеба для умирающих от голода племянников, едва снова не попадает под суд за
кражу серебряных канделябров из храма, но был спасен епископом. Поступок
епископа так Поражает Жана, что он со временем сам перерождается нравственно,
становится подвижником и праведником. До конца дней своих он оказывает
бескорыстную помощь всем, кто в ней нуждается.
Антиподом и \"злым гением\" главного героя романа выступает полицейский инспектор
Жавер - \"дикарь, состоящий на службе цивилизации, странное сочетание римлянина,
спартанца, монаха и капрала, неспособного на ложь шпика и непорочного сыщика\".
На протяжении всего романа сыщик преследует Вальжана. Последний отпускает
Жавера, приговоренного инсургентами к расстрелу. Чуть позже и Жавер отпускает
жертву, но, не вынеся неразрешимого противоречия между совестью и долгом,
кончает жизнь самоубийством.
В книге много драматических сцен из народной жизни - восстание парижан в июле
1832 года, гибель героев баррикадных боев. Все мы помним с детства историю
Гавроша. Гаврош - один из персонажей этого романа.
Оказавшись на баррикаде, жан Вальжан не принимает участия в сражении, он вне
политики, он духовный сын епископа. Но Вальжан спасает Мариуса и оказывается
настоящим героем. И спасает во имя будущего, чтобы счастливой сделать Козетту.
Но символически это воспринимается как возможность сделать счастливой Францию.
Гюго приходит к выводу, что баррикады не могут решить всех социальных проблем,
что по сути они решаются на узком плацдарме человеческой души, индивидуального
сознания.
Страница: 1 [ 2 ] 3