"Поэт и герой"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
Для Гумилева стихи, поэзия были формой религиозного служения. Он любил слово, поэзию всем существом и верил, что нужно помочь каждому человеку стихами. “Я вожусь с малодаровитой молодежью, — говорил Николай Степанович, — не потому, что хочу сделать их поэтами. Это, конечно, немыслимо — поэтами рождаются. Я хочу помочь им по-человечески. Разве стихи не облегчают, как будто сбросил с себя что-то. Надо, чтобы все могли лечить себя писанием стихов...”
Образ Гумилева тех лет запечатлен в воспоминаниях Ирины Одоев-цевой, “лучшей ученицы” Николая Степановича, как он сам ее называл. “На берегах Невы” — книга, в которой талантливо и образно описана атмосфера тогдашнего Петербурга. Одоевцева воссоздает личные беседы с Гумилевым, встречи поэтов на торжественных собраниях и дома, за чашкой “морковного” чая (другого тогда не было).
Голод, холод, нищета и насущный вопрос “как выжить?” Гумилев решил для себя однозначно: работать. Он считал, что искусству нет дела до
того, какой флаг развевается над Петропавловской крепостью. Прэт считал уныние самым тяжким грехом и не позволял ни себе, ни другим опускаться и унижаться до отчаяния. Он свято верил, что литература есть целый мир, управляемый законами, равноценными законам жизни, и он чувствовал себя не только гражданином этого мира, но и его законодателем.
Я — угрюмый и упрямый зодчий
Храма, восстающего во мгле,
Я возревновал о славе Отчей
Как на небесах, и на земле.
(“Память”)
Гумилев занимается переводами, среди них “Поэма о старом моряке” Кольриджа, ассиро-вавилонский эпос “Гильгамеш”. Он пишет трагедию “Отравленная туника”. Мысли о любви и ревности, о страсти и предательстве, о беспощадности воспоминаний и о расплате человека за свое прошлое — вот что было главным для Гумилева в этой трагедии.
Старинное предание привлекло Гумилева своей жизненностью. Ничто не меняется в мире: так прочны узы, связывающие людей, так безысходны их страдания и как всегда безрадостна и отчаянна их борьба за любовь. Ад, оказывается, совсем не тогда наступает, когда от человека отказывается Бог. Ад наступает тогда, когда человек сам от себя отказывается, когда он не знает, что ему делать с самим собой. Путь к совершенству — любовь!
А знаю я — о, как я это знаю! —
Что есть такие страны на земле,
Где человек не ходит, а танцует,
Не знает боли милая любовь.
Именно в это время в творческой мастерской поэта рождаются стихи, которые составят сборник “Огненный столп”. Это настоящее сокровище русской поэзии, каждое произведение здесь — жемчужина. Творчеству Гумилев отводит роль священнодействия. Разрыва между желанным и свершенным для художника не существует. Чтение “Огненного столпа” пробуждает чувство восхождения на разные высоты.
Триптих “Душа и тело” — это философский разговор о побуждениях человека, о страстях души и желаньях тела. “Простое тело, но с горячей кровью” восклицает:
Люблю в соленой плескаться волне,
Прислушиваться к крикам ястребиным,
Люблю на необъезженном коне
Нестись по лугу, пахнущему тмином.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4 5