"Н. Гумилёв"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
русской поэзии серебряного века.
Хотелось бы сказать и о временных границах серебряного века русской поэзии. Когда он начался - это в целом известно: 90-е годы XIX века, выход из эпохи безвременья, преодоление кризиса поэзии. Бесспорно и то, что расцвета, наивысшей точки развития творчество поэтов серебряного века достигло в 1910-х годах: время зрелого творчества А.Блока, А.Белого, З.Гиппиус, Вяч.Иванова, В.Брюсова, время, когда продолжали писать стихи М.Волошин, Ф.Сологуб, и в те же годы на русском Парнасе появляются новые литературные течения: после безраздельного господства символизма его позиции оспаривают прямые наследники - акмеисты и прямые оппоненты - футуристы.
Этот список можно было бы продолжить.
Спорным является вопрос о том, когда же закончился серебряный век русской поэзии. Некоторые прямо называют дату: 1917 год. Однако с этим трудно согласиться. Этой датой надо скорее назвать год 1921 - год трагической гибели двух величайших русских поэтов: А.Блока, который был, по определению А.Ахматовой, \"человеком-эпохой\", и Н.Гумилева, ставшего главным собирателем молодых поэтических сил в трудные годы революции и начала гражданской войны. Их гибель, почти совпавшая по времени, у многих уничтожила иллюзии, порожденные новой властью, ддя многих стала толчком к отъезду в эмиграцию.
Отголоски поэзии серебряного века можно найти в русской поэзии и сегодня, ее продолжение было в стихотворениях поздней Ахматовой, Пастернака, поэтов-эмигрантов, однако как единое художественное явление серебряный век завершился в 1921 году. Одним из самых ярких поэтов рубежа веков был Николай Гумилев. О его творчестве мне хотелось бы сказать подробнее. Н.Гумилев вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт - Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле слова - директором Царскосельской гимназии, в которой учился Н.Гумилев. Ему позднее было посвящено стихотворение \"Памяти Анненского\", в котором сказано: \"Был Иннокентий Анненский последним из царскосельских лебедей\". Основные сборники Н.Гумилева - \"Романтические цветы\", \"Жемчуга\", \"Чужое небо\", \"Костер\" и последний, изданный в последние дни перед смертью поэта - \"Огненный столп\". Если говорить о поэзии Н.Гумилева, сопоставляя это с тем, что мы знаем о нем из воспоминаний, в том числе и его собственных, то главную его тему можно определить как тему преодоления.
Эта тема отразилась и в его стихотворениях - их герой всегда отличается силой духа, отвагой, как, например, герой стихотворения цикла \"Капитаны\": \"Пусть безумствует море и хлещет, Гребни волн поднялись в небеса - Ни один пред грозой не трепещет, Ни один не свернет паруса\". С годами в поэзии Н.Гумилева становится меньше экзотики, но его пристрастие к сильной, необычной личности остается неизменным. Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей чужды.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4