"Муза Дальних Странствий в творчестве Гумилева"
Страница: 1 [ 2 ]
м мироощущении. Он исходит из самых «малых» наблюдений — за деревьями, «оранжево-красным небом», «медом пахнувшим лучом», «больной» в ледоходе рекой и т. д. Редкая выразительность «пейзажа» радует. Только отнюдь не сама природа увлекает поэта. Мгновенно, на наших глазах, открывается тайное яркой зарисовки. Оно-то и проясняет подлинное назначение стихов.
Можно ли сомневаться в смелости человека, услышав его призыв к «скудной» земле: «И стань, как ты и есть, звездою, // Огнем пронизанной насквозь!»? Всюду ищет он возможности: «Умчаться б вдогонку свету!» Будто прежний мечтательный, романтичный герой Гумилева вернулся на страницы новой книги. Нет, это впечатление минуты. Зрелое, грустное постижение сущего и своего места в нем — эпицентр «Костра». Теперь, пожалуй, можно определить, почему дальняя дорога звала поэта. Стихотворение «Прапамять» заключает в себе антиномию:
* И вот вся жизнь! Круженье, пенье,
* И вот опять восторг и горе.
* Моря, пустыни, города,
* Опять, как прежде, как всегда,
* Мелькающее отраженье
* Седою гривой машет море,
* Потерянного навсегда…
* Встают пустыни, города.
Вернуть «потерянное навсегда» человечеством, не пропустить что-то настоящее и неведомое во внутреннем бытии людей хочет герой. Поэтому называет себя «хмурым странником», который «снова должен ехать, должен видеть». Под этим знаком предстают встречи со Швецией, Норвежскими горами, Северным морем, садом в Каире. И складываются на вещной основе емкие, обобщающие образы печального странничества: блуждание — «как по руслам высохших рек», «слепые переходы пространств и времен». Даже в цикле любовной лирики (несчастливую любовь к Елене Д. Гумилев пережил в Париже) читаются те же мотивы. Возлюбленная ведет «сердце к высоте», «рассыпая звезды и цветы». Нигде, как здесь, не звучал такой сладостный восторг перед женщиной. Но счастье — лишь во сне, бреду.
Страница: 1 [ 2 ]