"Мифология Николая Гумилева"
Страница: 1 [ 2 ] 3 4
омантические цветы\" были опубликованы во Франции, где Гумилев жил в 1907 — 1908 годах. Ряд стихов этого сборника отмечен особым настроением. Драма неразделенной любви поэта отразилась здесь во всех своих деталях. В отдельных строчках, посвященных любимой женщине, нетрудно угадать облик Анны Ахматовой:
Царица иль, может быть, только печальный ребенок,
Она наклонялась над сонно-вздыхающим морем,
И стан ее стройный и гибкий казался так тонок...
До отъезда в Париж Николай Гумилев сделал предложение Анне Горенко (девичья фамилия Ахматовой), но получил отказ. Горечь обмана, разобщения, отчуждения близких людей друг от друга отпечаталась в стихах этого цикла.
В 1910 году выходит в свет сборник поэта \"Жемчуга\". Перед нами уже поэзия мастера слова. Открывается этот сборник \"Волшебной скрипкой\". \"Тягучие\" анапесты стихотворения доносят до нас восторг и ужас владеющего чудесной скрипкой, упоение и обреченность служителя Муз. Сквозь слова проступают магические образы и чарующие звуки.
Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад, и когда горит восток.
Далее — сонет о Боге и Дьяволе под названием \"Потомки Каина\". За ним стихотворение \"Камень\", повествующее о живом камне, который ищет мщения и крови. Стихотворение посвящено матери поэта, в нем звучит страшный намек на неотвратимость судьбы. И не случайно за ним следует целый цикл стихов с мотивами смерти: \"Одержимый\", \"Поединок\", \"Царица\", \"Товарищ\", \"В пути\", \"Завещание\". Поэт как бы нащупывает в неясных картинах будущего и забытых сюжетах прошлого трагический акт своей кончины. Он сравнивает смерть с \"оголенным утесом, где распростерся дракон\" и задается вопросом, идти вперед навстречу гибели или обратиться вспять. И сам отвечает:
Нет, ни за что, ни за что!
Значит, настала пора.
Лучше слепое Ничто,
Чем золотое Вчера!
Уже давно замечено, что все великие поэты с трагической судьбой предчувствовали свою гибель и не раз \"проигрывали\" ее в своих произведениях задолго до конца жизни. Поэтическое ремесло особое, оно требует напряжения всех духовных сил. Настоящий поэт выходит в такие сферы, где многое видится его распахнутому взору.
Николай Гумилев всю жизнь готовил себя к подвигу. От природы робкий, застенчивый, болезненный человек, Гумилев приказал себе стать охотником на львов, уланом, добровольно пошедшим воевать и заработавшим два Георгия. Именно \"приказал\" себе. Он сделал себя сам.
Независимость, подвиг во имя изменения миропорядка — таковы движущие силы в жизни и творчестве Николая Гумилева. Образ Орла в одноименном стихотворении говорит о поэте, наверное, больше, чем любое лирическое стихотворение.
Орел летел все выше и вперед
К Престолу Сил сквозь звездные преддверья,
И был прекрасен царственный полет,
И лоснились коричневые перья.
Страница: 1 [ 2 ] 3 4