"Эрнст Теодор Амадей Гофман (1772-1822)"
Страница: 1 [ 2 ]
наделяет своего героя даром прозорливости. Он – поэт, и видит окружающих людей такими, какими они есть на самом деле, никакое колдовство не принудит романтического героя в безобразном мерзавце и карьеристе признать лицо, достойное славы. Бальтазар поэтому и есть романтический герой, который вступает в поединок с вором, оборотнем, который крадет все, что попадает в поле его зрения. Зная, что Бальтазар влюблен в Кандиду, Цахес отбирает у него любимую. Тогда студент разыскивает чародея Альпануса, и тот раскрывает тайну Цахеса. Бальтазар, по законам сказки, женится на прекрасной Кандиде и получает, как дар от Альпануса, дом и средства к существованию.
Гофман высмеивает псевдопрограмму образования, где полезное смешано с бессмысленным, важное — с ерундой. Образованием руководит бывший лакей, который был в состоянии стать министром. Вот какие новации в области образования предлагает эта невежда князю: “Вырубать леса, сделать реку судоплавной, развести картофель, улучшить сельские школы, насадить акаций и тополей, научить юношество петь на два голоса утренние и вечерние молитвы, проложить шоссейные дороги и привить оспу”. Автор включает в этот перечень то, что действительно делалось в Пруссии на границе столетий. Гофман дает замечательную пародию на так называемую философию здравого смысла и трезвых соображений, которая определяла суть общественной жизни тогдашней Германии. Автор с печалью констатирует непреодолимую власть реальности, которая поглощает романтические мечты.
В литературном творчестве полно раскрылся гениальный талант Гофмана, неограниченность его творческой фантазии, стилистическое новаторство и разнообразие. Гофман, благодаря особенностям своего яркого и предметного представления, умел писать о несуществующем так убедительно, что его фантазии казались реальнее действительности. Он был не равнодушным наблюдателем, а остроумным ироническим критиком тех жалких или отталкивающих явлений, с которыми сталкивался каждый день. Как настоящий романтик, Гофман противопоставлял низости мира, бездуховному существованию черни, фигуру талантливого художника, который олицетворял для него идеал чистого, бескорыстного творческого человека. Противостояние поэта, художника и музыканта филистерам – главная тема рассказов, повестей, романов Гофмана. Его проза удивительно поэтическая, образный мир настолько богатый, цветистый, музыкальный, что просто-таки берет читателя в плен, зачаровывает, влияет на все его чувства – зрение, слух, даже прикосновенья. Писатель, художник, музыкант прожил недлинную, преисполненную трагизма жизнь: безрадостное детство, неустроенность с работой, болезни, постоянная борьба за свое достоинство человека и художника.
На надгробии писателя написано: “Здесь похоронен Э. Т. А. Гофман, который родился 24 января 1776 года и умер в Берлине в 1822 году. Он был одинаково замечательным юристом, поэтом, музыкантом, живописцем».
Страница: 1 [ 2 ]