Гете "Фауст" - сочинение "Философская глубина великого творения Гете «Фауст»"
Философскую глубину великого творения Гете, как мы знаем, оценили такие выдающиеся мыслители эпохи Гете, как Шеллинг и Гегель. Но они ограничились краткими суждениями общего характера. Между тем широкие круги читателей почувствовали, что «Фауст» требует разъяснений как в целом, так и в частностях.
Еще до появления окончания стали выходить книги, содержащие толкования первой части и высказывавшие предположения о дальнейшем развитии сюжета. Так, уже в 1824 г. К. Ф. Гешель опубликовал сочинение «0„Фаусте” Гете и его продолжении». В следующем году X. Ф. В. Хинрихс выступил с «Эстетическими чтениями о „Фаусте” Гете как опыте обоснования научного суждения об искусстве». В 1830 г. обнародовал свои «Лекции о „Фаусте” Гете» Ф. А. Раух, а следом за ним К. Ф. Гешель, зная уже напечатанную «Елену» и еще один отрывок второй части, напечатал сочинелие с крикливым названием: «Глас герольда о „Фаусте” Гете, об обеих частях и с особым рассмотрением заключительной сцены первой части» (1831). Среди первых толкований «Фауста» был также Карл Эрнст Шубарт. Еще студентом ол увлекся Гете и тщательно изучал его. Первое сочинение о нем он написал 22-х лет, оно вышло в 1818 г. Два года спустя он опубликовал книгу «К оценке „Фауста”» (Бреславль, 1820). Свое сочинение он преподнес Гете, когда посетил его в Иене. Гете благоволил Шубарту за его знание античной классики и даже переписывался с ним изредка. Когда ОБ прислал Гете свои «Лекции о „Фаусте”» (Берлин, 1830), Гете осторожно намекнул ему: «Меня всегда поражает, как воздействует это удивительное произведение и к каким размышлениям оно подает повод». Совершенно очевидно, что Гете был удивлен толкованием его произведения, которое развивал Шубарт.
По Шубарту, «Фауст» написан с целью оправдания бога. Борьба добра и зла в мире в холечном счете ведет к торжеству добра, и, в общем, трагедия и Гете подтверждает идею Лейбница, что все к лучшему в этом мире. В 1836 г. Хайнрих Дюнцер выступил с полемическим сочинением «О единстве и цельности „Фауста” Гете в противовес его противникам». Творение Гете проникнуто единой идеей, утверждает Дюнцер. Она выражена в «Прологе на небе» в словах Господа:
* …человек, копь он к добру идет,
* И в заблуждениях к нему пути найдет.
* Перевод Н. Голованова.
Впоследствии X. Дюнцер лоложил много труда на комментирование всех произведений Гете и выпустил в свет подробное толкование «Фауста» (1850), много раз переиздававшееся на протяжении второй половины ХІХ в. Так началась история осмысления «Фауста». За последние полтора столетия появилось множество трудов. Один только библиографический список их превышает по объему эту книгу, И это не удивительно. Творение Гете необыкновенно богато идеями и образами, вызывающими на серьезные размышления о жизни, о ее смысле, о природе человека, о его личном и общественном бытии.