"Генрих Гейне: великий «расстрига романтизма»"
Страница: 1 [ 2 ]
стал верным другом и самого Маркса, и его семьи. Поэт сумел понять, что именно пролетариату суждено стать могильщиком старого мира и открыть дорогу социалистическому будущему.
Гейне не был свободен от индивидуалистических предрассудков—он опасался, что победа социализма принесет с собой гибель культуры, невесело шутил, что в его стихи станут заворачивать селедку, а розы повсеместно будут вытеснены картофелем. «Страшный силлогизм околдовал меня, — писал он вместе с тем, — и если я не могу опровергнуть посылку, что «все люди имеют право есть», то я вынужден подчиниться и всем выводам из нее». Наивные страхи не помешали Гейне стать «барабанщиком революции», и он имел право сказать: «Меч вы должны положить мне на гроб, ибо я был храбрый солдат в борьбе человечества за освобождение».
Гейне открыл новые возможности в поэзии и в прозе, соединив лирику с публицистикой, а публицистику с лирикой. В его лирических стихотворениях, многие из которых положены на музыку и переведены на другие языки, простота и задушевность немецких народных песен соединились с мироощущением человека XIX столетия, с его идейными исканиями и рефлексией. (Среди переводчиков Гейне на русский — М. Ю. Лермонтов и А. Н. Майков, П. И. Вейнберг и Ап. Григорьев, А. Блок и Вс. Рождественский, Ю. Тынянов и С. Маршак.) В публицистике Гейне видна личность поэта, причастного к общественной борьбе своего времени, видны его острый ум, соединяющий глубину анализа явлений с игрой ассоциаций, его заинтересованное отношение к социально-политическим событиям. Гейне постоянно, скрыто или явно, полемизировал с романтиками, «передразнивал», перелицовывал, пародировал романтические мотивы и образы, но они жили в его произведениях; сливаясь с реалистическими началами.
Произведения Гейне, как и произведения романтиков, выявляют фантасмагоричность Немецкой действительности, но в масштабах не отдельного княжества, будь то Керепес или Зигхартсвейлер, а всей страны. Исторические судьбы Германии Гейне воспринимал в контексте всеевропейской истории. У него не было никаких1 иллюзий относительно патриархального прошлого.— он смеялся над Подобными иллюзиями, потому что ясно видел в прошлом Германии, так же как и в ее настоящем, противоборство сил реакции с силами прогресса.
Фантазия Гейне, удивительно яркая, неудержимая, постоянно порождающая неожиданные образные сочетания, необычные метафоры и сравнения, соединена с целенаправленным, острым анализом современной ему действительности. Его ирония, .родственная романтической, к ней восходящая и от нее же унаследовавшая некоторые свои особенности (насмешливое обыгрывание, романтической мечты, самоиронию художника), носит все-таки новый характер, потому что интеллектуальна по своей; природе и во многом связана с аналитичностью художественного мышления поэта. В произведениях Гейне, как и у романтиков, фантастика живет повсюду, но романтические догадки о закономерностях действительности сменяются в зрелый период его творчества трезвым анализом.
Страница: 1 [ 2 ]