"Лирический герой Владимира Высоцкого"
Страница: 1 2 [ 3 ]
ми «новой волны» — концептуалистами:
Вот землекоп траншею роет,
Вгрызаясь в грунт
За пядью пядь…
То пыль со лба стряхнет порою,
То потную откинет прядь.
…А завтра утром
В час рассветный
Сюда он явится опять
И будет столь же беззаветно
Ее обратно засыпать.
О, Русь, загадочная Русь,
Никак в тебе не разберусь.
(И. Иртеньев. Землекоп)
Однако если концептуалисты, в отстраненной форме воспроизводящие предмет и, заодно, примитивно-реалистическую поэзию, этот объект «воспевающие», отрицают и то и другое, то Высоцкий и тут противоречив — в его произведениях отчаяние и надежда сменяют друг друга:
Я в тайну масок все-таки проник, —
Уверен я, что мой анализ точен:
Что маски равнодушны у иных —
Защита от плевков и от пощечин.
Насколько поучительна и трагична история взаимоотношений поэта и его героев. Парадоксально, но факт: будучи имитацией масскультуры, направленная против нее, поэзия Высоцкого сама стала частью этой масскультуры. Маска шута срослась с лицом. После смерти, как он и предвидел, его пытаются обузить и согнуть, «от- чаянием сорванный голос» превратить в «приятный фальцет». Мы пока еще не оценили по достоинству феномен искусства Высоцкого и, конечно, обаяние — это синкретизм нашего времени. Явление глубоко народное, известное до письменной культуры и внезапно проявившееся в конце ХХ в.
Страница: 1 2 [ 3 ]