Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова"

Булгаков "Мастер и Маргарита" - сочинение "Проблема нравственного выбора в прозе М.А. Булгакова"

Страница: [ 1 ]  2  

…так кто же ты, наконец?
- Я – часть той силы что
Вечно хочет зла и совершает благо
Добро и зло – это вечные и наразделимые понятия. Пока жив человек, они будут находиться в постоянной борьбе. Добро будет «открываться» человеку, освещая путь к истине, а зло будет искушать и манить сладостными грехами. Борьба эта особенно трагична потому, что она ведётся в душе одного человека.
Роман Булгакова посвящён борьбе добра и зла. После прочтения произведения «Мастер и Маргарита» эти понятия раскрылись для меня по-новому. Ранее я был убеждён, чтодобро превалирует над злом или, по крайней мере, должно превалировать. А то, что эти понятия не равноправны, и зло должно уступить, совершенно бесспорно.
Однако, в романе «Мастер и Маргарита» зло не подчиняется добру. Эти понятия равноправны. Особенно ярко это проявляется в том эпизоде, когда Левий Матвей приходит просить Волонда за Мастера и Маргариту: «Он (Иешуа) прочитал сочинение Мастера… и просит тебя, чтобы ты взял с собой Мастера и наградил его покоем». Иешуа просит Волонда об услуге, а не приказывает ему. Так одним словом Булгаков выражает отношение между добром и злом в своём романе.
Булгаков переворачивает привычные представления о добре и зле. Этим объясняется соотношение мира света и мира тьмы в романе. Иешуа, представляющий добро, на московскую часть земного мира не влияет. Трудно сказать, добро или зло правит в Ершалаиме. Но в Москве светлые силы добровольно передают власть тьме. Воланд, представляющий в романе силы зла, берёт на себя функции добра. Воланд и его свита показывают слишком вспыльчивого Прохора Петровича и других, чьи пороки, может, и не значительны, но многочислены.
Так как же расценивать зло, совершаемое москвичами, и проделки нечистой силы? Воланд и его помощники творят зло, но их цель – обнажать сущность явления, высвечивать, усиливать, выставлять на всеобщее обозрение негативные явления в человеческом обществе. Фокусы в Варьете, проделки с подписывающим бумаги пустым костюмом, таинственное превращение советских денег в доллары и прочая чертовщина – это обнажение скрытых пороков человека. Становится понятным смысл фокусов в Варьете. Здесь происходит испытание москвичей на алчность, лицемерие, легкомыслие и милосердие. Однако, наиболее значительным моментом в этом представлении, который перекрывает все пороки, было желание одного из сотни зрителей Варьете вернуть голову конферансье Бенгальскому, то есть проявление милосердия. Голова была тут же возвращена на место. На мой взгляд, этот эпизод красноречиво говорит: «Да, силы зла всесильны, но и вы можете творить важные дела, делать добро. Вам стоит только захотеть». Действительно, как сказал Иешуа, все люди добрые, только они вынуждены скрывать добро в себе: ситуация сложившаяся в мире лицемерия и стрха, не располагает к милосердию.
Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: «свирепое чудовище». Понтий Пилат живёт по своим законам: он знает, что мир разделён на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz