Быков "Обелиск" - сочинение "Тема войны в творчестве В. Быкова (по повестям «Сотников», «Обелиск») "
Страница: [ 1 ] 2Участник Великой Отечественной войны Василь Быков стал печататься в конце 50-х — начале 60-х годов. Напряженная манера его повествования, умение в небольшом по объему произведении сказать многое — все это привлекло внимание читателей.
Быков из повести к повести возвращается к волнующим его мыслям, продвигаясь к центральной для своего творчества проблеме — проблеме героизма.
Созданные в семидесятые годы «Сотников» и «Обелиск» относятся к «партизанскому» циклу.
Повесть «Обелиск» посвящена подвигу рядового сельского учителя Алеся Мороза. Сельцо заняли немцы. Учитель мог уйти в лес, где сколачивались отряды народных мстителей. Он же рассудил, что при его физическом недостатке (сильная хромота) в партизанском отряде от него будем мало пользы, в Сельце он может оказаться нужнее. Алесь Мороз остался обучать детей. Многие недоумевали: не встал ли учитель на путь сотрудничества с оккупантами? Ткачуку, бывшему заведующему районо, пришедшему к нему как-то ночью из партизанского отряда, Алесь сказал: «А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили».
Первое время немцы только издали наблюдали за учителем. Правда, весной 1942 года неожиданно нагрянули в школу, допрашивали учителя, вытрясали ученические сумки. Обошлось. Но через некоторое время случилась беда: шестеро питомцев Мороза решили уничтожить местного полицая Каина. Ребят схватили. Диверсия не удалась. Учитель был предупрежден и вовремя скрылся у партизан.
Немцы заявили, что мальчишек повесят, если Мороз не явится к ним. Алесь понимал, что детей фашисты все равно не пощадят, а ему — смерть, но все равно решил быть вместе с учениками, разделить их участь.
Учителя зверски убили, а потом повесили рядом со школьниками.
Несомненно, Алесь Мороз — это цельная, сильная натура. Он погибает, утверждая себя как личность. Его самопожертвование — это смерть во имя великой цели, во имя будущего.
Один из шестерых детей выжил. Это был Павлик Миклашевич. По сигналу своего учителя он побежал в кусты, но немцы подстрелили его, а потом сбросили в канаву с талой водой. Полуживого, его подобрала и выходила бабка. Павел продолжил дело Учителя — он остался в Сельце «очеловечивать» уже новое поколение школьников. Простой обелиск с фамилиями казненных фашистами ребят был установлен стараниями Павла. Не было только фамилии учителя. Незадолго да своей смерти Павел Миклашевич несправедливость исправил.
Отчего забыли Мороза? Не все, оказывается, поняли простой смысл его подвига. Даже теперешний заврайоно Ксензов в споре с Тимофеем Ткачуком, бывшим учителем, партизаном во время войны, вопрошал: «Что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца?» «Душевно близоруким» был назван педагог Ксензов Ткачуком. И это правильно! Ведь сделать нравственный выбор, «жизнь положить на плаху» — не каждому под силу!
Исследовать мотивы подвига — вот та творческая задача, которую решал В. Быков в каждом своем произведении. Ради этого он ставит героев в ситуации, когда человеку, оставшись наедине со своей совестью, должен сделать выбор между жизнью и смертью, честью и бесчестием.
Страница: [ 1 ] 2