"Брехт-личность и писатель"
Страница: 1 2 3 [ 4 ]
ученым, который имел беспримерные и неповторимые возможности. Ведь именно в мое время астрономия вышла на рыночные площади... Но я отдал свои знания власть имущим, чтобы те их употребили, или не употребили, или злоупотребили ими - как им заблагорассудится - в их собственных интересах... Я предал свое призвание.
И человека, который совершает то, что совершил я, нельзя терпеть в рядах людей науки\".
Свобода и ответственность всегда предполагают друг друга, причем оба понятия одновременно относительны и абсолютны. Философы издавна различают негативное (\"свобода от\") и позитивное (\"свобода для\") определение свободы.
В первом случае имеются в виду внешние рамки и ограничения, стесняющие жизнедеятельность человека, от которых он хотел бы избавиться. Потребность в свободе в этом смысле, по - видимому, универсальна и присуща в той или иной степени всем живым существам. Второе определение - специфически человеческое. Оно апеллирует к сознательной социально - нравственной активности, направленной на реализацию жизненных целей и принципов, за осуществление которых личность чувствует себя персонально ответственной и которые не разобщают, а соединяют ее с другими. Это поэтически образно выразил Леонид Мартынов:
Я уяснил,
Что значит быть свободным.
Я разобрался в этом чувстве трудном,
Одном из самых личных чувств на свете.
И знаете, что значит быть свободным?
Ведь это значит быть за все в ответе!
|Все знают красивую легенду о | |
|том, что Галилей будто бы | |
|после пытки, которой его | |
|подвергли инквизиторы, | |
|поднялся с колен и сказал: \"А | |
|все-таки она вертится!\" Брехт | |
|знал, что это выдумка. | |
|Действительная история Галилея| |
|была менее поэтична и менее | |
|героична. Его не пытали, а | |
|только пригрозили пыткой, и | |
|ученый сдался. Сдался, потому | |
|что желание жить, наслаждаться| |
|всеми удовольствиями, какие | |
|может получить человек, | |
|оказалось в нем сильнее | |
|стремления к истине. | |
| | |
|Эту трагедию и раскрыл в своем| |
|произведении Брехт. Он | |
|показал, что компромисс с | |
|теми, кто против истины и | |
|свободного развития мысли, | |
|губителен для человека, даже | |
|если он гений. В трактовке | |
|театра - и это соответствует | |
|замыслу Брехта - дело не | |
|только в слабости | |
|Галилея-человека, но и в силе | |
|церкви. | |
Галилей прекрасно понимает, что сделал огромную ошибку: он отрекся от своего учения и это отбросило назад науку. Последний монолог от имени человека зрелого, но абсолютно здорового, который в полном здравии и рассудке и прекрасно понимает, что он натворил.
Любопытная деталь: Брехт этот второй монолог дописал. Дело в том, что пьеса была написана раньше сорок пятого года, а когда была сброшена бомба на
Хиросиму, брехт дописал целую страницу: монолог об ответственности ученого за свою работу, за науку, за то, как будет использовано то или иное изобретение.
Страница: 1 2 3 [ 4 ]