Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Гуманистическая тема рассказа М.Шолохова "Судьба человека""

"Гуманистическая тема рассказа М.Шолохова "Судьба человека""

Шолохов - все сочинения

Страница: [ 1 ]  2  

Тема Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов – одна из ведущих в литературе XX века. Однако авторы раскрывают эту
тему по-разному: сначала акцентируя внимание на героизме русского народа, на его подвигах в этой войне, позже, уже в
послевоенные годы, стали появляться размышления о том, какова же цена этой победы, какова судьба человека на войне.
Именно о том, что пришлось пережить в то сложное время, рассказывается в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека».
Автор сделал смелый шаг, решившись рассказать всю правду о простой человеческой жизни, о ее цене, хотя еще была жива
память о сталинских репрессиях, концлагерях, травле инакомыслящих.
В своем творчестве Шолохов большое внимание всегда уделял проблемам гражданской войны, коллективизации, но в рассказе
об этом упоминается лишь вскользь, когда Соколов говорит о своей судьбе. Главный герой рассказа не акцентирует внимание
на своем прошлом. Все меркнет в сравнении с тем, что пришлось перенести Андрею Соколову на войне. Так что же такое
война? Что несет она для человека? Зло, огромное и великое зло: несчастья, страдания, боль. Война калечит человека как
физически, так и нравственно. Человек все время оказывается перед нравственным выбором: спрятаться, отсидеться, предать
или же забыть о грозящей опасности, о своем «я», помочь, спасти, выручить, принести себя в жертву. Такой выбор пришлось
делать и Андрею Соколову. Не задумываясь ни на минуту, он бросается на выручку своим товарищам: «Там товарищи мои,
может, погибают, а я тут чухаться буду?» В этот момент о себе он забывает. Но Андрею не удалось помочь ребятам,
оказавшимся в беде. Он просто не успел. Так главный герой рассказа попадает в плен. Здесь ему приходится наблюдать унижение, издевательства, побои и людские муки. Он
вынужден существовать в нечеловеческих условиях. Пленных за людей не считали. Они были рабами, скотом, жили в холодных и
продуваемых бараках. Как при постоянном голоде, избиениях, оскорблениях и непосильной работе остаться человеком? Как не
сломаться, не сдаться? Как сохранить душевное тепло? Как?! Даже в таких условиях Соколов сохраняет чувство собственного
достоинства: идя к Мюллеру, он готовится лишь к одному – достойно встретить смерть! Но лагерный начальник, оценив
храбрость, непреклонность и гордость русского солдата, дарует ему жизнь. Главный герой держит себя так, что даже лютый
враг начинает уважать его. «Вот что, Соколов, ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат». Претерпев страшные
лишения, Соколов почти теряет человеческий облик: он грязен и оборван, худ и страшен. Но он не теряет своих душевных,
человеческих качеств и способен на сострадание.
Когда в подарок от Мюллера он получает буханку хлеба и кусок сала, то не набрасывается на еду, подобно голодному
животному, а несет эти драгоценности в барак и делится с другими пленными, несмотря на то, что среди них есть и
предавший его.
Во вражеском плену Андрей Соколов провел два долгих года. Судьба награждает его и предоставляет случай бежать.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz