"Жизнь и творчество Генриха Белля "
Страница: 1 [ 2 ]
реализма в прозе 50-х годов. В начале 60-х годов у художника возникла неуверенность, появились тенденции разочарования. Итог, который Белль подводил социальному развитию в ФРГ, оказался негативным. Писатель еще раз пытался испробовать преобразующую и обновляющую силу христианской гуманной мысли (основал журнал \"Лабиринт\"), но вскоре понял всю тщетность своих усилий, позже он назвал это \"вхождением в лабиринт\".
Эти искания нашли отражение в романе \"Глазами клоуна\" (1963). Действие его тоже ограничивается одним днем, но уже не содержит этически развернутой картины, как \"Бильярд в половине десятого \".
Черты разочарования характерны и для рассказа \"Самовольная отлучка\" (1964). Только с повестью \"Чем кончилась одна командировка\" (1966) Белль сделал шаг вперед, он ставит вопрос о возможности для простых людей сохранить свою жизненную сферу, а в случае необходимости и защитить ее. Важные идейно-эстетические условия для того были названы во \"Франкфуртских чтениях\" (1964).
В них Белль исходит из неразрывной связи эстетики и морали, выступает против любой игры в автономность искусства: писатель ищет истоки своего гуманистического искусства в повседневной жизни, в жизнедеятельности простых людей. \"Провинция\" и \"Центр\" выступают как символы нравственных и социальных противоречий. \"Провинция\" означает для Белля то повседневное, человеческое начало, которое находит свою питательную среду в работе, в помощи соседей.
Страница: 1 [ 2 ]